Ритейлеры снизили потребление алкоголя импортного производства

Как стало известно Ъ, крупнейшие российские розничные сети -- "Рамстор", "Патэрсон", "Перекресток" и "Седьмой континент" -- полностью прекратили или ограничили продажу импортного алкоголя. Такую ситуацию Ъ прогнозировал еще в феврале (см. номер от 20 февраля): опасаясь проблем с реализацией продукции, оклеенной акцизными марками старого образца, ритейлеры предпочитают не брать ее. По экспертным оценкам, убытки дистрибьютеров могут составить несколько сотен миллионов долларов.

О том, что супермаркеты "Рамстор" больше не принимают импортный алкоголь, оклеенный старыми акцизными марками, Ъ рассказали сразу несколько поставщиков сети. В свою очередь, в компании "Патэрсон" сообщили, что решили не принимать алкоголь на реализацию начиная с 1 апреля. По информации Ъ, ряд сетей, среди них "Перекресток" и "Седьмой континент", подготовили дополнительные соглашения для каждого поставщика алкогольной продукции, предусматривающие различные варианты защиты в случае возникновения проблем с реализацией товара -- такие, как обязанность поставщика забрать продукцию и покрыть издержки ритейлера. Наконец, ряд опрошенных Ъ сетей резко ограничили закупки, чтобы не иметь к 1 апреля запаса, который нельзя будет уже продать. Первым же, кто отказался принимать алкоголь, оклеенный старыми марками еще месяц назад, стала французская сеть гипермаркетов "Ашан" (см. Ъ от 20 февраля).

Действия ритейлеров объясняются тем, что с 1 января вступила в силу новая редакция закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" . Среди прочего закон отменил действие старых акцизных марок. В настоящий момент легальной считается продукция, оклеенная тремя типами марок: новыми акцизными, старыми марками со спецстикерами (действие бессрочно) и старыми марками -- именно такими оклеено 100% всего импортного алкоголя, поскольку новых акцизных марок ни один из импортеров еще не получил. По закону бутылки со старыми марками можно ввозить в Россию до 1 апреля, а проданы они должны быть до 1 июля. При этом срок продажи одной бутылки импортного алкоголя может составлять до нескольких лет (в первую очередь речь идет о дорогом алкоголе).

Отметим, что пока не ввели ограничений на продажу магазины, торгующие дорогим алкоголем в небольших количествах. "Доля такого алкоголя у нас незначительна", -- говорит заместитель генерального директора сети "Мосмарт" Семен Слуцкий. Такая же ситуация типична для дискаунтеров. "У нас очень высокая оборачиваемость и, соответственно, низкие товарные запасы, поэтому у нас сейчас нет необходимости ограничивать поставки алкогольной продукции", -- сообщил генеральный директор сети "Копейка" Сергей Ломакин.

Как бы то ни было, убытки дистрибьютеров могут исчисляться сотнями миллионов долларов -- именно такую сумму, по экспертным оценкам, уже заплатили за акцизные марки старого образца поставщики. Эти оценки не учитывают стоимость уже закупленного товара, которая, как утверждают импортеры, составляет $1,5 млрд. Правда, теоретически его можно реимпортировать, однако это потребует дополнительных затрат.

Проблему импортеров алкоголя может решить Госдума -- рядом депутатов внесены поправки в закон "О госрегулировании..." , продлевающие срок действия старых акцизов. Однако до окончания срока ввоза продукции остается две недели, а поправки пока даже не внесены в повестку дня заседания Госдумы.

Наконец, до сих пор не ясно, может ли образоваться дефицит импортного алкоголя в рознице. Пока ритейлеры могут продавать уже имеющиеся запасы, которых должно хватить на несколько месяцев. Однако если депутаты не продлят срок действия старых марок, а импортеры не начнут получать новые, импорт полностью остановится и виски исчезнет с прилавков с 1 июля. По прогнозам участников рынка, акцизные марки импортерам ФНС начнет выдавать в мае.

Мария Шевченко

Захват "Измерона" инкриминируют его директору  »
Юридические статьи »
Читайте также