Аптечный рынок ждут большие перемены

В соответствии с рассмотренной правительством концепцией реформирования государственных аптек, на аптечном рынке Петербурга в скором времени должны появиться четыре новые аптечные сети – все государственные.

В понедельник, 29 июля, правительство Петербурга одобрило "Концепцию реформирования государственных аптечных предприятий Санкт-Петербурга", разработанную Комитетом по здравоохранению администрации Петербурга, практически в первоначальном виде. В соответствии с концепцией государственные аптеки будут объединены в четыре аптечные сети, каждая из которых будет включать в себя 35-41 аптеку.

Всего в аптечные сети планируется объединить 157 аптек. Гомеопатическая аптека на Невском проспекте в силу специфичности ее специализации не войдет ни в одну сеть. Таким образом, всего в результате реформы будет образовано пять государственных унитарных предприятий (ГУП): четыре сети и одна аптека. Кроме того, концепция предполагает приватизацию 35 аптек (12 из которых уже приватизированы до и в течение 2002 года) и ликвидацию 15 аптек. Как сообщила Татьяна Богданова, начальник Управления фармацевтическими учреждениями и предприятиями Комитета по здравоохранению, будут ликвидированы аптеки, которые де-факто уже прекратили свое существование, в основном после кризиса 1998 года.

Правительство, одобрив концепцию в целом, дало Комитету по здравоохранению 2 недели на доработку плана конкретных действий. В частности, как сообщила Татьяна Богданова, в это время комитет окончательно определится с кандидатами на должности руководителей создаваемых ГУПов. Потенциальные руководители, в свою очередь, должны за это время разработать и представить бизнес-планы по своим сетям. Концепция реформирования госаптек уже была одобрена Коллегией по здравоохранению Законодательного собрания Петербурга. Через 2 недели предложения Комитета по здравоохранению по вопросам, определенным правительством на заседании в понедельник, рассмотрит контрольно-плановая комиссия, действующая при губернаторе Петербурга.

Картина изменится

Комитет по здравоохранению в качестве цели реформы называет сохранение госсектора на аптечном рынке, поддержание его эффективного функционирования и конкурентоспособности. Однако многие аналитики на рынке высказывают предположения о том, что как минимум одна или две из создаваемых сетей впоследствии будут также приватизированы. На эту мысль, в частности, наталкивает тот факт, что сети будут межрайонными, то есть в одном и том же районе может оказаться несколько госаптек из разных сетей, конкурирующих между собой. Таким образом, на стремительно растущий последние 2 года рынок частных аптечных сетей Петербурга сможет войти новый крупный игрок либо значительно усилится одна из существующих сетей. Сейчас на петербургский аптечный рынок, который пока еще считается незаполненным, довольно трудно проникнуть оператору со стороны. В частности, "ICN Аптека" ссылается на сложности в преодолении административных барьеров, а также на достаточно острую конкуренцию со стороны таких сетей, как "Первая помощь" и "Фармакор". Реформа госаптек может повлечь за собой возможность существенных изменений в списке аптечных лидеров. Тем более что многие государственные аптеки уже достаточно плотно сотрудничают как с частными аптечными сетями, так и с оптовыми поставщиками, создавая почву для дальнейшего сближения, которое рано или поздно сделает целесообразность реорганизации путем приватизации очевидной для чиновников.

Кроме того, помимо отдаленной перспективы приватизации госсетей в самое ближайшее время будет приватизировано свыше 20 аптек, что также позволит пополнить список частных операторов на аптечном рынке.

Комментарий аналитика

Денис Козлов, старший аналитик "Гамма Групп":

"Одной из основных задач концепции заявлено создание государственных аптечных сетей. При этом не совсем понятна аргументация, почему сети создаются: (а) как отдельные юридические лица, (б) таким образом, чтобы аптеки одной сети были расположены в разных районах города. В этом случае создается пять самостоятельных крупных – по 30-35 аптек – сетей, которые будут остро конкурировать не только с частными аптечными операторами, но и между собой, что приведет к конфликту интересов между ГУПами. Провоцирование такой внутренней конкуренции выглядит нелогичным, если только не предположить, что такая реструктуризация – это предпродажная подготовка. Потенциальных интересантов среди частных участников фармацевтического рынка на приобретение 2-4% растущего рынка (примерно столько будет занимать каждая сеть) будет достаточно. Но в случае продажи одной или нескольких создаваемых сетей необходимо уже сейчас указать на это и создать четкие правила проведения торгов.

Заявлено также, что главная особенность государственных аптечных сетей – создание единого технологического процесса:

– розничная реализация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

– отпуск препаратов по бесплатным рецептам;

– обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений наркотическими средствами и психотропными веществами;

– изготовление и реализация лекарственных средств по индивидуальным рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений.

По мнению создателей концепции, "все это даст возможность создаваемым государственным унитарным предприятиям выдержать конкуренцию с аптечными сетями негосударственной формы собственности". Каким образом глубоко убыточные направления деятельности – отпуск лекарств по бесплатным рецептам, содержание рецептурных отделов и дорогостоящая охрана наркотических веществ – обеспечат государственным аптекам конкурентные преимущества, не указано.

На наш взгляд, конкурентоспособность государственных аптечных сетей может быть обеспечена только дотациями и льготами по аренде и налогообложению. В этом случае будут нарушены правила конкурентного рынка, что станет предметом разбирательства ТУ МАП.

Реформирование государственных аптек, безусловно, давно назревшая проблема, но, на наш взгляд, представленная концепция в текущем состоянии не решает этой проблемы и требует доработки".

Елена Трофимова, к.б.н., "Цитомед. Маркетинг" (ЗАО "ЦМ Фарм"):

"В течение 2000-2001 годов государственные аптеки, борющиеся за существование, пошли на сближение с другими субъектами рынка – частными аптечными сетями или дистрибьюторами. В случае аптечных сетей можно привести пример "Фармакора", арендующего площади у некоторых государственных аптек, или "Первой помощи", подключающей к централизованной работе своей сети государственные аптеки. Примеры сближения аптек с дистрибьюторами относятся к созданию вертикальных маркетинговых систем, в котором преуспели компании национального масштаба, прежде всего "СИА Интернейшнл". В этом случае дистрибьютор становится для аптеки практически эксклюзивным поставщиком, а взаимодействие между ними строится на договоре комиссии. Для аптек это – способ выжить при недостатке оборотных средств, для дистрибьюторов – путь конкурентной борьбы и расширения рынка.

Так же, как и в случае альянса с аптечными сетями, тесные связи с дистрибьюторами, по- видимому, создают основу для дальнейшей приватизации".

Елена Шушунова

Для повышения эффективности деятельности государственных аптек в Петербурге предложено интегрировать их в четыре крупных объединения со статусом государственного унитарного предприятия  »
Юридические статьи »
Читайте также