Замените компенсации на доплаты!

В декабре прошлого года правительство Российской Федерации распорядилось , чтобы впредь все компенсации при оплате услуг ЖКХ рассчитывались только исходя из их процентной доли в общей сумме совокупного дохода семьи. Таким образом, по формальным основаниям утратило силу распоряжение бывшего губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева за N 73-р от 28.01.97 , согласно которому семья со средним доходом меньше прожиточного минимума (в расчете на каждого ее члена) платила за коммунальные услуги по 50 рублей с человека (половину МРОТа). И несмотря на то что 26 января 2006 года ЗакСом Санкт-Петербурга был принят закон N 34-4 , в соответствии с которым с 1 января 2006 года пенсионеры старше 60 лет будут получать доплаты к пенсиям из городского бюджета до величины прожиточного минимума, материальное положение большинства их в результате всех этих нововведений не только не улучшится, но, наоборот, станет значительно хуже.

Рассмотрим пример. Пусть пенсионер раньше получал пенсию 2340 рублей. Так как его доход был ниже прожиточного минимума, то ему полагался целый ряд льгот. В частности, он платил за все услуги ЖКХ лишь 50 рублей в месяц и мог потратить на свои остальные нужды 2290 рублей. Кроме того, у него была еще компенсация 101 рубль при оплате потребленной им в течение месяца электроэнергии.

Теперь этот пенсионер будет получать пенсию 2395 рублей (таков на сегодня его прожиточный минимум). Но зато по закону Санкт-Петербурга N 403-48 от 11.07.05 ему придется отныне платить за коммунальные услуги уже 22% своего дохода, т. е. 526 рублей, да еще на 101 рубль больше - за израсходованную им электроэнергию. Значит, на все остальные нужды у него останется только 1768 рублей, или на 522 рубля меньше, чем прежде.

Из приведенного примера видно, что после вступления в силу вышеупомянутых нововведений улучшится материальное положение очень малого количества жителей нашего города, чья пенсия до 1 января с. г. была менее 1818 рублей. Люди, получавшие пенсию 1818 рублей ровно, после оплаты услуг ЖКХ в сумме 50 рублей имели на свои остальные нужды те же 1768 рублей (следовательно, их положение вообще не изменится). Однако реальные доходы подавляющего большинства пенсионеров Санкт-Петербурга, раньше получавших пенсии более 1818 рублей, но меньше прожиточного минимума (2395 рублей), весьма существенно уменьшатся.

Наши городские власти наконец тоже поняли несуразность сложившейся ситуации и непредсказуемость возможных ее последствий (не без помощи встревожившихся пенсионеров, на своем горьком опыте убедившихся, что все реформы до сих пор лишь усугубляли их нищенское положение). И сейчас чиновники в пожарном порядке ищут решение ими же самими созданной проблемы. Одни предлагают снизить до 6% от совокупного дохода предельно допустимые затраты малоимущих пенсионеров на коммунальные услуги. Другие - установить иную планку этих расходов (или даже несколько планок, разбив пенсионеров на категории по величине их доходов). Однако такие или аналогичные дополнения к законам позволят только частично снизить (но никоим образом не сведут к нулю!) появившиеся материальные потери пенсионеров, пенсии которых и так были меньше прожиточного минимума (это совершенно очевидно из рассмотренного примера). И в любом случае они сделают еще более запутанным и неповторимым наше городское пенсионное законодательство, и без того бестолковое, громоздкое и практически не способное адаптироваться в быстро меняющихся условиях огромной инфляции, развившейся в России в последние годы.

А между тем решение проблемы, как часто бывает, лежит на поверхности. Нужно, чтобы те деньги, которые пенсионеры имели до 1 января 2006 года в виде компенсаций, были получены ими теперь в качестве доплат к пенсиям. Иначе говоря, провести нечто вроде монетизации компенсаций. Для этого следует внести поправку в закон N 34-4, установив пенсионерам старше 60 лет, имевшим ранее пенсии меньше прожиточного минимума, новый размер пенсии в сумме 3136 рублей. Сюда включены: пенсия, установленная данным законом, - 2395 рублей; компенсация на оплату потребленной пенсионером электроэнергии - 101 рубль; доплата за коммунальные услуги - 640 рублей (22% от пенсии 3136 рублей, т. е. 690 рублей минус 50 рублей - прежняя квартплата пенсионера; тогда его расходы на коммунальные услуги фактически не изменятся).

Для реализации этого не потребуется ни единой копейки дополнительно к уже выделенным из городской казны на обеспечение выполнения закона N 34-41 098 306 300 рублям. Достаточно по 741 рублю на каждого пенсионера, которого коснется данный закон (3136 рублей - предлагаемая здесь пенсия минус 2395 рублей - пенсия, установленная 26 января 2006 года), со статьи, предназначенной для выплаты компенсаций, перевести на статью, откуда производятся доплаты к пенсиям. И тогда реальные доходы пенсионеров старше 60 лет, чья пенсия ранее была ниже прожиточного минимума, вырастут ровно настолько, насколько их хотели увеличить наши законодатели. И закон Санкт-Петербурга N 589-79 от 24.11.04, на основании которого производятся доплаты к пенсиям до прожиточного минимума из городского бюджета, и закон N 34-4 от 26.01.06, снизивший до 60 лет возраст пенсионеров, имеющих право на такие доплаты, соответствуют федеральному законодательству. Тем более ему не будет противоречить предлагаемая здесь поправка (как опасались некоторые), поскольку она изменит лишь размер доплат. Больше того, станут единообразными (а стало быть, значительно упростятся) все расчеты и компенсации на оплату услуг ЖКХ и дальнейших, связанных с инфляцией, индексаций пенсий.

А вот если упомянутые выше законы оставить без подобных изменений, то в городе может сложиться ситуация, чреватая совершенно ненужными социальными потрясениями вроде имевших место в стране после принятия приснопамятного 122-го закона в его первоначальном, явно недостаточно продуманном варианте.

Юрий Иванов, читатель

Кошель Северной столицы потолстел на 12 миллиардов рублей Часть денег потратят на покупку и строительство жилья для горожан  »
Юридические статьи »
Читайте также