Виды на будущее

Работа над новым Генеральным планом развития Санкт-Петербурга подходит к концу. Проектировщики уже определились с основными градостроительными решениями. Красивая картинка нарисована. Осталось проработать правовые вопросы. Ведь Генплан будет принят в виде городского закона, а значит, за его невыполнение власти придется отвечать в суде. Сейчас с концепцией Генерального плана знакомятся депутаты ЗакСа. Многие из них ожидали от разработчиков более масштабных и смелых новаторских решений. На деле же получилось, что во многих сферах городской жизни концепция лишь объединила в один том проекты, которые обсуждаются уже много лет. Особенно четко это проявилось в планах развития транспортной инфраструктуры.

Дороги

История развития городских дорог - это история преодоления барьеров. Реки, каналы, железная дорога, которая развивалась по радиальному принципу (все вокзалы в центре и тупиковые), промышленный пояс, который отделил центр города от новостроек...

Преодолевать будем и дальше. Концепция предусматривает строительство около 300 километров новых дорог, 5 мостов (из них два неразводных) и одного тоннеля. Промышленные предприятия, депо и железнодорожные сортировочные станции будут постепенно перемещать на городские окраины.

Как и прежде, главные надежды проектировщиков с освобождением города от автомобильных пробок связаны с кольцевой автодорогой, западным скоростным диаметром и скоростной автодорогой вдоль правого берега Невы.

Эти тезисы вызвали на депутатских слушаниях в ЗакСе резкую критику Владимира Гольмана. "Мы живем в XXI веке, а вы до сих пор в XIX, и мыслите категориями дилижансов", - заявил депутат представлявшему концепцию заместителю председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виталию Зенцову. И сходу предложил радикальную перепланировку центра. Например, прорубить новые улицы в историческом центре, как это было сделано в свое время в Париже и Барселоне, а над Невским построить эстакаду.

Столь экстремальные меры, к счастью, в концепции отсутствуют. Но отсутствие свежих идей ощутимо. Из масштабных проектов в концепции прописан только проект осушения Обводного канала и обустройство по его дну скоростной автодороги. Впрочем, и эта идея - наследие еще советского прошлого.

Общественный транспорт

"Система городского пассажирского транспорта находится в состоянии глубокого кризиса, который негативно сказывается на условиях жизни горожан". Эту "свежую" мысль констатируют разработчики концепции Генплана. Поэтому общественному транспорту будет отдан приоритет развития. Увеличение подвижного состава должно сократить время, которое петербуржцы тратят, чтобы добраться до работы, до 40-45 минут. А вот путешествие в центр города на личном транспорте уже скоро может влететь в копеечку.

"Сегодня в центре города живет 300 тысяч петербуржцев, и 2,5 миллиона каждый день приезжают сюда на работу, - утверждает Виталий Зенцов. - Необходимо снизить число рабочих мест в центре города". Прописана в Генплане и "необходимость административных и экономических методов ограничения въезда и парковки легковых машин в центре города". Проще говоря, въезд в центр Петербурга может стать платным. "В Лондоне въезд в Сити стоит 45 фунтов, а проехать его насквозь даже в голову никому не приходит", - приводят пример для подражания проектировщики. Какую именно часть города закроют для бесплатного проезда, в Генплане не указано. Но места, где должны появиться перехватывающие автостоянки для пересадки с личного транспорта на общественный, уже определены. Это станции метро "Выборгская", "Площадь Ленина", "Балтийская" и "Фрунзенская".

Метро и трамвай

О трамвае в Генплане ничего нового не сказано. Предусмотрено строительство по крайней мере трех скоростных линий: от метро "Купчино" по Бухарестской и Лиговке до площади Восстания, от Ладожской по Косыгина до железнодорожной станции Ржевка и от Стрельны до Кировского завода. Скоростная линия - это значит выделенная полоса движения, длинные перегоны и зеленый свет на каждом перекрестке.

Кроме того, разработчики еще раз подтвердили, что в городе должен появиться новый вид транспорта: надземный экспресс. Когда-то его обещали построить чуть ли не к юбилею города. Теперь определили, что к 2025 году трасса "надземного экспресса" должна опоясать город от улицы Пионерстроя на Юго-Западе до Приморского шоссе на севере города. Суммарная протяженность линии составит 40 километров.

Столько же километров пути, но уже до 2015 года, должно появиться в петербургском метрополитене. Предусмотрено строительство Фрунзенского радиуса от Сенной площади до проспекта Славы, Красносельского радиуса от "Московских ворот" до улицы Маршала Казакова, участка Кольцевой линии от "Выборгской" до "Василеостровской" и перегона от "Сенной" до Театральной площади. Этот вариант развития метрополитена был разработан еще два года назад. Но суждено ли этим планам реализоваться, метростроители сомневаются и после того, как проект попал в Генплан. Один пример. Там, где по плану должна разместиться станция "Казаковская" Красносельского радиуса, уже построен гипермаркет. И подобная участь грозит еще нескольким территориям, зарезервированным под объекты метро!

Вокзалы

Генплан определяет, что Петербург должен развиваться, как портовый город. Поэтому развитие грузового порта, строительство нового пассажирского морского вокзала на Васильевском острове будут самыми актуальными проектами ближайшего десятилетия. Их осуществление позволит активизировать речные пассажирские перевозки. Маленькие пароходики начнут сновать по Маркизовой луже, большие круизные лайнеры получат возможность заходить в город, а пассажирские суда класса река-море будут следовать через Петербург, из Финляндии в Волгу.

Правда, сегодня в черте города Нева работает на пределе своей пропускной способности. Резервов для развития судоходства практически нет. Проблему решат путем создания перевалочных баз за пределами города, откуда грузы с речных барж будут отправляться к местам назначения по железной дороге. Есть идея прорыть через Карельский перешеек специальный канал между Ладогой и Финским заливом. Но выглядит этот проект уж чересчур фантастическим. В Генплан его не включили.

В городе должно появиться несколько новых автобусных вокзалов: у Ладожского железнодорожного вокзала, а также по одному в северной и южной частях города. А вот аэропорта хватит Петербургу и одного, решили проектировщики. Потенциально Пулково может принять в десяток раз больше пассажиров, чем сейчас. Правда, если это произойдет, то резко обострится вопрос, как добраться из аэропорта в город. В свое время существовали проекты строительства линии метро в аэропорт или железнодорожной ветки. В Генплане эти идеи отражения не нашли.

Железная дорога

Еще один пример возвращения нового Генплана к старым решениям: организация пассажирского движения по так называемому северному железнодорожному полукольцу. Сегодня здесь ходят только грузовые поезда. Генплан предполагает расширение уже существующих в черте города железнодорожных путей и строительство пассажирских станций в местах пересечения линии с основными городскими магистралями: Московским проспектом, Бухарестской улицей, проспектом Обуховской Обороны, проспектом Энгельса и другими. Это позволит пустить транзитные электрички, например от Зеленогорска до Пушкина или от Сосново до Красного Села, и окончательно снять проблему тупиковости железных дорог в Петербурге.

Концепция Генплана не определяет сроков реализации конкретных проектов. Но есть надежда, что поскольку этот документ будет иметь статус городского закона и, следовательно, обязателен к исполнению, к 2025 году все задуманное обязательно построят.

P. S. Прежний Генплан развития города был принят в 1985 году сроком на 20 лет. Его особенность состояла в том, что он разрабатывался одновременно для города и области. Экономическая неразбериха конца прошлого века не позволила реализовать многие предусмотренные планом градостроительные решения. Новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга также рассчитан на 20 лет.

Машин на городских улицах с каждым годом все больше и больше. Множатся пробки. Дальше будет только хуже. И не спасут ни предусмотренные Генпланом новые дороги, ни мосты. Ограничение въезда в центр города личного транспорта - единственный выход из ситуации, считают разработчики. И заработавшие с середины сентября штрафстоянки - только цветочки по сравнению с будущими санкциями. Сегодня из центра города за день эвакуируют около 30 неправильно припаркованных автомобилей. Транспортировка до штрафстоянки обходится владельцу легковушки в 2927 рублей, а час хранения - в 12 рублей. Когда введут платный въезд в центр и сколько он будет стоить, пока неизвестно.

Сергей Ворохов

Юридические статьи »
Читайте также