Авиаторы отвечают прокурорам

Как уже сообщала "Российская бизнес-газета", в Генеральной прокуратуре России крайне озабочены состоянием безопасности на воздушном транспорте. Заместитель Генпрокурора РФ Александр Звягинцев направил представление министру транспорта РФ Сергею Франку о выявленных в ходе проверки нарушениях требований закона и требований по принятию мер к устранению отмеченных нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов.

Подготовить ответ на данное представление Генпрокуратуры было поручено Государственной службе гражданской авиации.

Наша газета попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию заместителя начальника Управления госнадзора за безопасностью полетов Сергея Мастерова.

- В представлении Генпрокуратуры были изложены вопросы состояния безопасности полетов, связанные с перегрузом воздушных судов, вопросы регулирования госконтроля за деятельностью авиации общего назначения, вопросы нахождения в эксплуатации комплектующих изделий с сомнительным прошлым и вопросы авиационной безопасности. В основном представление Генпрокуратуры вполне справедливо. Однако следует сказать что проблемы, указанные Генпрокуратурой мы хорошо знаем и постоянно над их решением работаем. Хочется отметить, что на самом деле картина с авиационной безопасностью не совсем плохая, как представляется. Хотя зачастую все происходит не так, как хотелось бы. И темпы решения проблем не такие быстрые. Однако служба авиационной безопасности, 30-летие которой, кстати, отмечается на днях, работает хуже, чем в других развитых странах.

Проблема перегрузки воздушных судов далеко не новая, но остается актуальной и сегодня. Она возникла в ходе новых экономических отношений, которые сложились между заказчиками и перевозчиками грузов. На наш взгляд, коммерческие интересы грузоотправителей и некоторых должностных лиц авиакомпаний превалируют над вопросами безопасности полетов. Также действует и человеческий фактор в отношении махинаций и нарушений и со стороны таможенных брокеров и даже сотрудников таможни. С проблемой перегруза мы давно пытаемся справиться, в частности, взаимодействуем с властями иностранных государств, из которых вылетают самолеты с перегрузами, с просьбой усилить контроль аэропортовых служб. За последние годы выявлено 22 случая перегрузки воздушных судов. В деятельность таких авиакомпаний вносятся ограничения - вплоть до лишения сертификатов эксплуатантов. Все события, связанные с перегрузом, ведут к приостановке эксплуатации воздушных судов до определения полетопригодности в соответствии с установленным порядком, а если необходимо, то воздушное судно направляется на ремзавод. К тому же утвержденные в этом году федеральные авиационные правила сертификации эксплуатантов предусматривают их ответственность за нарушение норм безопасности полетов, в частности, за нарушение требований загрузки воздушных судов. Перегрузка воздушных судов - проблема сложная, и усилия должен прикладывать не только Минтранс, но и ГТК России, и правоохранительные органы.

По поводу устаревших технических средств, которые морально устарели и не обеспечивают надежного выявления опасных предметов, можно ответить следующее. В ближайшее время планируется закупить технических средств для аэропортов на сумму 118 миллионов рублей. Кроме того, в 2002 году удалось привлечь государственных субсидий в размере 139 миллионов рублей. Причем на 2004 год планируется включить 16 аэропортов, в которых состояние технических средств досмотра оценивается как более низкое, в бюджетную заявку на оказание господдержки по приобретению технических средств авиационной безопасности.

Что касается некондиционных запчастей. ГСГА Минтранса России первой подняла эту проблему и заговорила о ней во весь голос после катастрофы самолета Ил-76 авиакомпании "Русь" на аэродроме Чкаловский. Минтранс совместно с Росавиакосмосом еще в конце прошлого года выработали меры, которые позволят нормализовать обстановку. В ходе проверок и ревизий, которые проводятся и будут проводиться, очень внимательно рассматривается документация на запчасти с использованием метода электронной экспертизы. Формируется отраслевой банк данных запчастей. Мы надеемся, что эти меры поставят заслон для поступления в эксплуатацию авиазапчастей с сомнительным прошлым и сомнительным настоящим.

В то же время на данном этапе нами разработан законопроект о внесении дополнений и изменений в Кодекс об административных правонарушениях. В этом документе меры за различные нарушения ужесточены и прописаны достаточно четко. Мы считаем, что как применение методов регулирования, так и повышение ответственности за допускаемые нарушения заставят работать авиацию РФ, в том числе и авиацию общего назначения, в рамках, строго определенных законом.

Как человек, проработавший в гражданской авиации 30 лет, в том числе 28 лет на летной работе, я не склонен излишне драматизировать ситуацию и будоражить общественное мнение. Система государственного надзора за безопасностью полетов в РФ работает, адекватные меры к нарушителям требований безопасности полетов принимаются. Недостатки имеются, работа по их устранению проводится.

Подготовила Людмила Морозова.

"Аэрофлоту" приказали по суду покупать отечественное Принуждение к патриотизму  »
Юридические статьи »
Читайте также