Общественность в чужом лице

Несколькими ловкими способами петербуржцев хотят лишить возможности влиять на облик родного города

Публичные обсуждения новаций в градостроении у нас уже давно отработаны и стали обыденным делом. И вдруг правительство города решило изменить "правила игры"! В его недрах появился проект нового закона - "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" . И даже прошел первое чтение в ЗакСе. Однако горожане встретили его, мягко говоря, неоднозначно - и было почему...

В преддверии предстоящего второго чтения этого весьма спорного документа Центр экспертиз "ЭКОМ" подготовил пакет предложений и передал его на рассмотрение депутатам. Но перед тем как заветную папку увезли в Мариинский дворец, мы заглянули в нее вместе с директором Центра Александром Карповым.

- Так в чем тут "фишка", Александр Семенович? Чего ради, собственно, вы и ваши коллеги проявили инициативу?

- Надо прямо сказать: принятие нового закона в "правительственном" виде может ограничить возможности горожан влиять на градостроительные решения, которые затрагивают их интересы.

- Но как именно ограничить?

- Законопроект определил порядок обсуждения только по трем видам градостроительных решений. Согласно Градостроительному кодексу "обсуждаемых" типов документов - около десятка. Кроме того, учет результатов слушаний и обсуждений больше не был бы обязательным для строителей. Невероятно, но предполагается возможность проведения слушаний вообще без участия общественности (достаточно будет представителей администрации и застройщика)! Какую именно информацию застройщику следует предоставлять на выставках и слушаниях, точно не определено - да хоть рекламу! По сравнению с действующим законом горожане лишались бы права запрашивать и получать копии документации, обращаться с просьбой информировать их о проведении обсуждений. Не был определен порядок публикации информационных сообщений, а также то, какие сведения должны в них содержаться. Ну, и еще всякие мелкие уловки...

- И здорово эксперты Центра "пошерстили" предложенный городским правительством законопроект?

- Проанализировав его, мы предложили из 64 параграфов 33 изложить в новой редакции, 18 - добавить (включая одну статью) и 3 - удалить. Большинство правок преследует одну простую цель - согласовать проект закона с федеральным законодательством, чтобы сделать его практически исполнимым.

- Выходит, в нынешнем виде он неисполним?

- Видите ли, федеральное законодательство в этой сфере у нас довольно противоречивое. Вопросы общественного обсуждения проектов регулируются Градостроительным и Земельным кодексами , природоохранным законодательством, законодательством о местном самоуправлении. В каждом законе содержится свой рамочный набор требований к процедурам. Задача регионального законодательства - создать единую процедуру, которая стыковала бы эти "рамки" и ни одной из них не противоречила бы. В противном случае погрязнем в судебных разбирательствах.

У меня создалось такое впечатление, что чиновники прочитали и переписали Градостроительный кодекс, в Земельный заглянули, но прочли неправильно, а про экологическое законодательство вообще не слышали.

Например, в проекте содержалась ссылка на "права человека на благоприятные условия жизнедеятельности". Такого права в федеральном законодательстве нет. Система регулирования прав находится в ведении Российской Федерации, а не регионов. То есть вводить новые права граждан ни один субъект Федерации, в частности Петербург, не может. Формально уже из-за этого можно признать законопроект нарушающим принцип разделения полномочий. А если эту формулировку сохранить, то возникнут затруднения в правовой практике. Приходишь в суд и говоришь: "Нарушен закон, нарушено мое право..." - "Какое право? Нет такого права, а стало быть, ничего не нарушено!"

Или еще смешнее: законопроект предлагал проводить обсуждение выбора земельного участка под строительство после оформления акта о выборе. Акт о выборе земельного участка - это заключительный документ, которым оформляется решение...

Все ляпсусы просто не перечислишь...

Но даже если поправки будут приняты и закон станет "исполнимым", это еще не значит, что он будет правильно исполняться. Законодателям необходимо добиться, чтобы выполнение закона было обеспечено финансовыми и человеческими ресурсами.

- Что значит - "человеческими ресурсами"? Больше чиновников нанять? Но для решения каких задач?

- В некоторых районах города действительно не хватает людей - просто чтобы отвечать на все запросы горожан. Но в целом речь идет, скорее, о повышении квалификации тех, кто уже работает. Проводить слушания - тяжелая работа. Не каждый человек может вести публичные собрания по своим психологическим, эмоциональным качествам. И даже если способен - надо учиться тому, как это делать наиболее эффективно.

Почему-то у нас предполагается, что чиновники начинают выполнять закон автоматически после его вступления в силу. Никто не думает, что им нужно обучение, методические документы, обмен опытом... Самое странное - в самой исполнительной власти об этом не думают.

Кроме того, деньги на публикацию информационных сообщений, копирование документации, аренду залов и прочие расходы должны быть заложены в городском бюджете. Это средства на то, чтобы власть могла выполнить свои функции по обслуживанию граждан, поэтому они должны выделяться в необходимом количестве.

Александр Жабский

Список документов Заемщика (Созаемщика), необходимых для рассмотрения заявления-анкеты на ипотечный кредит  »
Юридические статьи »
Читайте также