Право сдавать билеты Отстаивают чиновники МАПа

Авиакомпания "Сибирь", начавшая в прошлом году продавать пассажирам билеты по системе low-cost, столкнулась с неожиданной проблемой. Антимонопольное ведомство сочло незаконными ограничения по возврату билетов, предъявляемые перевозчиком пассажирам, пожелавшим купить билеты по этой системе. По мнению авиакомпании, это может поставить под угрозу развитие сегмента low-cost перевозок в России.

В Новосибирском теруправлении МАП 17 февраля будет рассмотрено дело по признакам нарушения авиакомпанией "Сибирь" законодательства о защите прав потребителей. Как сообщила "Ведомостям" начальник отдела Новосибирского ТУ МАП Татьяна Лопаткина, дело возбуждено после обращения коллег из Нижегородского ТУ министерства, куда в конце 2003 г. пожаловался нижегородец, который не смог вернуть авиакомпании неиспользованный билет, купленный по программе low-cost courier. Претензии чиновников связаны с тем, что по закону пассажир имеет право вернуть билет вне зависимости от того, по какой цене он был куплен.

Система авиаперевозок low-cost courier предполагает низкие цены на билеты при экономии на сервисе: на рейсах low-cost пассажиров обычно не кормят на борту, нет стыковок рейсов и доставки в аэропорт. Как правило, авиакомпании, занимающиеся low-cost-перевозками, специализируются только на этой услуге. Единственная западная low-cost компания, работающая в России, - немецкая Germania.

"Сибирь" решила заняться перевозками low-cost в июне прошлого года. На рейсах "Москва - Нижний Новгород" компания продает часть мест в самолетах по 300 - 1200 руб. при базовой стоимости перелета в 2500 руб. По данным коммерческой службы аэропорта Нижний Новгород, летом прошлого года 53% пассажиров на направлении Москва - Нижний перевезла "Сибирь", 12% - "Волга-Днепр", 8% - "Новгород-Авиа" и 7% - "Волга-Авиа".

В авиакомпании с претензией МАПа категорически не согласны. Представители "Сибири" говорят, что перевозки по низким тарифам предполагают определенные ограничения при продаже билетов. По словам пресс-секретаря авиакомпании Евгения Филянина, пассажира предупреждают, что он не сможет сдать "дешевый" билет - лишь обменять его на другой, более дорогой. "Это общепринятая практика для авиакомпаний не только в России, но и во всем мире", - говорит Филянин. Замдиректора "Сибири" по коммуникациям Игорь Волков уточняет, что низкие тарифы предполагают экономию на сервисе, в том числе и на возврате билетов. "Чем ниже тариф, тем строже санкции по его использованию", - настаивает Волков. Участники рынка полностью поддерживают коллег. Пресс-секретарь "Аэрофлота" Любовь Калинина сказала "Ведомостям", что аналогичная "дешевая" программа их авиакомпании также не предполагает возврата.

Позиция авиакомпаний юридически небезупречна, считает адвокат адвокатской конторы N 14 Нижегородской областной коллегии адвокатов Павел Родионов. Он обращает внимание на то, что статья 180 Воздушного кодекса РФ гласит, что пассажир самолета имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом авиаперевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки самолета, и получить обратно всю уплаченную сумму. Если пассажир откажется от полета позднее, он получит обратно стоимость билета, но за вычетом некоторых сборов. "Это распространяется и на программу low-cost courier", - уточняет юрист. Эта норма Воздушного кодекса известна авиакомпании, говорит Волков. Тем не менее директор по коммуникациям "Сибири" Михаил Кошман утверждает, что компания действует в соответствии с законодательством. "Это общепринятая практика, и думаю, что разбирательство расставит все точки над i", - заявил вчера Кошман.

К "Сибири" уже бывали аналогичные претензии, сообщил Филянин. Однако, по его словам, при разбирательствах компании удавалось доказать свою правоту. Если бы были другие решения, авиакомпаниям пришлось бы отменить практику дешевых тарифов, говорит пресс-секретарь "Сибири".

В пресс-службе "Аэрофлота" утверждают, что эта авиакомпания еще не сталкивалась с требованием пассажира вернуть деньги за билет, купленный по сниженному тарифу. А в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) сообщили, что в законодательстве европейских стран нормы, аналогичной 180-й статье российского Воздушного кодекса, нет и тамошние авиакомпании вольны устанавливать правила low-cost перевозок по собственному усмотрению.

Екатерина Чичурина Екатерина Кудашкина

Госдума приняла законопроект, ограничивающий рекламу игорного бизнеса  »
Юридические статьи »
Читайте также