Угонщики осваивают рынок автокаско Предпочтение они отдают автомобилям bmw и toyota

С началом весны Санкт-Петербург снова начал бить все рекорды по числу угоняемых автомобилей. Ежедневно своих машин лишаются 30-40 водителей (тогда как еще зимой пострадавших было от 10 до 15). Особой популярностью у угонщиков пользуются автомобили марок Toyota и BMW, давно опередившие в негласном рейтинге продукцию АвтоВАЗа. Местные страховщики находятся на грани паники: они отказываются страховать от хищений и ущерба немецкие и японские машины.

В связи с возросшим аппетитом угонщиков убыточность по автокаско, которую по итогам года многим страховщикам удалось чуть обуздать, с конца февраля снова начала стремительно расти. Экономически эффективным эксперты страхового рынка считают уровень убыточности в 70% от собранных премий, но сейчас данный показатель приближается к отметке 85%. Это заставило страховые компании принимать экстренные меры. В частности, один из лидеров рынка автокаско -- "РЕСО-гарантия" в Петербурге с середины февраля вообще перестала заключать и продлевать договоры с владельцами автомобилей Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado, Toyota RAV4, Lexus RX, Lexus GX, Lexus LX. "Делается это в связи с беспрецедентной волной угонов. Альтернативой были бы очень высокие заградительные тарифы на эти машины -- более чем в два раза дороже, чем страхование аналогичных марок в Москве по риску "хищение", либо повышение тарифов для всех остальных марок и моделей, которых эта волна угонов коснулась не так остро", -- пояснил Ъ директор местного филиала ОСАО "РЕСО-гарантия" Дмитрий Большаков. В компании "Русский мир" пошли как раз по "заградительному пути", повысив стоимость страховки на BMW X5 до такого уровня, что клиенты сами отказались заключать новые договоры. В страховой компании "Класс" помимо увеличения тарифов на 30% по полисам для Toyota RAV4, Land Cruiser, Camry, Lexus, BMW X5 ввели целый ряд дополнительных мер. "Необходимым условием при страховании наиболее часто угоняемых машин теперь является обязательное их оснащение дополнительными противоугонными системами и хранение автомобиля в ночное время на охраняемой стоянке", -- говорит директор департамента имущественного страхования и перестрахования ОАО "Страховая компания «Класс»" Ольга Николаева.

Напомним, что аналогичная ситуация уже складывалась на страховом рынке Петербурга в конце 2004 года. Тогда резко возросло количество краж "Шевроле-Нива". И страховые компании в одночасье подняли тарифы на полисы более чем в 2 раза -- с 3% до 7% от стоимости автомобиля. Это вызвало мгновенную реакцию со стороны управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) РФ по Петербургу, специалисты которой предположили, что страховщики вступили в ценовой сговор . Однако в итоге долгого расследования никаких нарушений законодательства они не обнаружили. Это окончательно узаконило в городе заградительные тарифы, которые помогают "отсекать" владельцев привлекательных в среде угонщиков автомобилей.

Правда, как пояснили Ъ в УФАС, отказать в продаже полиса без объяснения причин страховщик не может и рост убыточности причиной для отказа не является. А потому чиновники вновь, как и год назад, с огнем в глазах ждут обращений недовольных, которым не продали полис. По словам начальника отдела контроля и надзора финансовых рынков и экономической концентрации УФАС по Петербургу Ольги Барабановой, потенциальный клиент должен подать заявление, а к нему приложить все материалы, подтверждающие факт отказа заключить или продлить договор: например, письменный отказ страховщика и предыдущий страховой полис.

Впрочем, некоторые страховщики, не желая нарываться на неприятности со стороны органов исполнительной власти, гибко решают проблему роста убыточности. "Такая мера, как увеличение тарифа, нами применяется только в отношении тех автовладельцев, которые возражают против установки противоугонных систем, которые мы требуем для данной модели транспортного средства", -- говорит директор управления маркетинговых коммуникаций ООО "Росгосстрах-Северо-Запад" Дмитрий Синишев. Он поясняет, что автовладелец имеет выбор: оснастить машины наиболее эффективными противоугонными системами или существенно увеличить взнос.

Но проблем с угонами это все равно не решает. Чем сложней и совершенней становятся противоугонные системы, тем изобретательней действуют угонщики. "Сейчас они либо// выслеживают водителя и ждут, когда он оставит открытую машину с включенным двигателем, например утром у гаража, затем садятся в нее и уезжают. Есть и другой способ: водитель едет по дороге, и тут раздается легкий удар сзади. Он выходит из машины посмотреть, что случилось, а в это время преступники садятся в нее и скрываются с места происшествия. Поэтому водителям следует быть более осторожными и ни под какими предлогами не покидать автомобиль, оставляя ключи в замке зажигания", -- рекомендует директор центра страхования автотранспорта СК "Русский мир" Николай Смелов.

Излюбленным местом похитителей автомобилей стали парковки возле гипермаркетов и крупных торговых центров. Количество угонов в таких местах растет с каждым месяцем. В страховой компании "Класс" подсчитали, что если в 2004 году с парковок около торговых центров, крупных сетевых магазинов было угнано 16% от общего числа угнанных автомобилей, застрахованных в компании, то в 2005 году -- уже 27%. По мнению господина Смелова, это объясняется тем, что авто на стоянке у магазина наиболее легкая добыча, поскольку зачастую владельцы автомобилей, оставляя машину на парковке, активируют не все противоугонные устройства. Впрочем, часто не спасает и включение всех противоугонных систем и механизмов. Гражданин, увлеченно беседующий с дамой в кафе или разглядывающий товары в магазине, и не заметит, как угонщики извлекут из его карманов ключи от машины. "Совсем недавно мы столкнулись c угоном Subary Forester за $43 тыс. и Toyota Camry за $32 тыс. Обе машины были угнаны от одного и того же кафе и по одной и той же схеме -- элементарно вытащили ключи из кармана пальто, висящего на вешалке", -- рассказывает руководитель отдела автотранспортного андеррайтинга и риск-менеджмента страхового общества "Прогресс-Нева" Антон Рюмин.

По оценке заместителя руководителя центра выплат по автострахованию ОСАО "РЕСО-гарантия" Ага Ага// Ибрагимова, большинство хищений, около 15% от общего числа угнанных автомобилей, происходит в Центральном районе Петербурга. И, как уверяют опрошенные Ъ эксперты, потому, что именно в этом районе расположено большинство популярных кафе и торгово-развлекательных центров.

Не меньше угонщиков беспокоят страховщиков мошенники. Конечно, значительную часть из них удается разоблачить до выплаты денежных средств. Чаще всего недобросовестные страхователи проворачивают аферы не с угоном автомобиля, а с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), желая получить деньги по полису автокаско на ремонт поврежденного авто. Обычно речь идет о суммах от $30 тыс. В погоне за этими деньгами аферисты выдумывают самые невероятные истории. Самой громкой из них в прошлом году стала "история с лосем", ставшая уже в среде страховщиков анекдотом. После дорожно-транспортного происшествия владелец Mersedes решил получить возмещение в размере $35 тыс. с одной из крупнейших страховых компаний, вступив в сговор с агентом этой компании и сотрудником ГИБДД. Застраховавшись задним числом, владелец престижного автомобиля заявил, что его машина была полностью уничтожена в результате столкновения с выбежавшим на дорогу лосем. Причем лось после уничтожения дорогой машины умудрился "скрыться с места происшествия". Когда служба безопасности страховой компании докопалась до истины, "потерпевший", испугавшись судебного преследования, отказался от претензий на страховое возмещение.

В борьбе с аферистами страховщики решили пойти по пути банкиров. В середине марта представители 20 компаний страхового бизнеса на Северо-Западе провели рабочую встречу по поводу мошенничества. По их единодушному мнению, одним из действенных способов борьбы с недобросовестными страхователями является создание "единой базы мошенников". Предполагается, что доступ к ней получат все компании, пожелавшие сообщать информацию о фактах незаконных действий своих клиентов. Правда, как и банкиры, страховщики скорее всего еще долго будут договариваться о том, кто, как и на каких условиях будет передавать информацию о мошенниках. Тем более что количество афер, по признанию страховщиков, хоть и растет, но не пугает их так сильно, как угоны, поскольку ущерб от мошенников ничтожно мал -- особенно с учетом темпов роста местного рынка автокаско. Ежегодно, по оценкам страховых компаний, он растет на 30-40%. Его емкость по итогам прошлого года превысила $150 млн, при этом потенциал составляет примерно $600 млн. Данный показатель, по оптимистичным прогнозам страховщиков, может быть достигнут уже в течение ближайших четырех лет. Ведь люди стали покупать гораздо больше новых автомобилей. При этом многие машины -- более 70% -- покупаются в кредит. А в этом случае покупка страховки -- обязательное требование к заемщику.

Александр Ногов

Полисы ДМС станут золотыми из-за государственных директив  »
Юридические статьи »
Читайте также