Неудачников сомнительного конкурса хотят добить рублем

Скандально известный конкурс на право обслуживания социальных маршрутов привлек внимание не только прокуратуры, но и обеих ветвей городской власти. На минувшей неделе депутаты ЗакСа одобрили в первом чтении целый ряд губернаторских изменений и дополнений к действующему с 2000 года закону "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" . Даже официально заявленная вице-губернатором Олегом Виролайненом цель - "установление механизма привлечения маршрутных перевозчиков к административной ответственности" - звучит угрожающе. А депутат Сергей Гуляев заявил о номенклатурном и чиновничьем подходе к решению сложнейшей проблемы и призвал отделить власть от бизнеса.

В обоснование необходимости драконовских штрафов (от 30 до 50 МРОТов для должностных лиц и от 500 до 1000 МРОТов для юрлиц) по отношению к перевозчикам-нарушителям вице-губернатор Виролайнен привел множество доводов. От ссылок на многократно возросшие требования горожан к безопасности и комфортности поездок до перечисления едва ли не всех видов нарушений (отсутствие у перевозчиков договоров или лицензий, а у водителей - путевых листов или прав, самовольное изменение маршрута, езда по тротуарам, внутридворовым территориям, детским площадкам и т. п.). Эти экскурсы подкреплялись результатами интерактивных опросов на городском телеканале, призывами следовать европейским стандартам транспортного качества и данными питерских мытарей, обнаруживших за последний год у транспортников налоговых грехов на 600 млн рублей. По словам г-на Виролайнена, 90% этой недостачи приходится на аутсайдеров конкурса, тогда от счастливых победителей он ожидает инвестиций в курируемую им отрасль на сумму в 1,5 млрд рублей. Правда, "в основном в виде техники". "Можно ли понимать так, что после конкурса городской бюджет имеет шанс прирасти на 600 миллионов?" - задал вопрос ребром глава депутатской комиссии по городскому хозяйству Михаил Амосов. "Насколько увеличится - это не для сегодняшнего обсуждения, - моментально перестроился вице-губернатор. - Но качество услуг улучшится..." Помнится, нечто подобное Олег Арвович торжественно обещал и пару лет назад, запуская механизм перманентного повышения тарифов во имя пресловутой реформы питерского ЖКХ...

Злосчастный конкурс может оставить "на приколе" 2 тысячи маршруток и лишить работы 5 тысяч человек. Хотя, как отметил депутат Гуляев, полусотня проигравших компаний, залезая в долги (приобретая автобусы в лизинг и беря кредиты), выполняли важные социальные функции. Правда, городская прокурата по фактам конкурсных нарушений уже внесла представление вице-губернатору Виролайнену. Например, то обстоятельство, что победители конкурса в номинации социальных автобусных маршрутов получали право на коммерческие перевозки пассажиров без конкурса, предоставляет им удобную лазейку для ухода от уплаты налогов. Мол, вся прибыль вкладывается в социальную сферу... Вице-губернатор сам факт прокурорского представления не отрицал, но без устали подчеркивал, что "в целом решения конкурса не оспариваются", речь идет лишь о процедурных нарушениях, и "недостатки будут исправлены". "Перевозчики должны найти между собой взаимовыгодные условия", - загадочно произнес он, посоветовав аутсайдерам конкурса работать на условиях субподряда. Чем такая схема оборачивается на практике, мы уже рассказывали в предыдущем выпуске "ПЧП". За выход на линию проигравшие вынуждены платить победителям по 500 рублей в день с каждой машины. В итоге "черная касса" ежедневно прирастает на миллион...

Определенные сомнения вызывает и сам карательный механизм. С одной стороны, дела об административных правонарушениях перевозчиков призван рассматривать некий орган исполнительной власти, уполномоченный на то городским правительством, или мировой судья. Вместе с тем выносить решения от имени этого органа вправе его руководитель, а то и заместители. "Это же чистейшей воды коррупция, - возмущался Станислав Житков. - Зачем подменять комиссию, специальный орган, судью?" "По технологии можно, конечно, обсуждать", - не стал оспаривать очевидное г-н Виролайнен и доверительно добавил: - Обращаться в арбитражный суд, к сожалению, дело долгого времени..."

Законом в поддержку проведенного конкурса окрестил предлагаемые нововведения депутат Амосов. "Иначе нет механизма работы с проигравшими компаниями, которые будут продолжать ездить", - пояснил он. Между тем руководимая г-ном Амосовым депутатская комиссия в связи с представлением Минюста разработала альтернативный законопроект. Дело в том, что некоторые нормы действующего транспортного закона Петербурга, положенные в основу печально известного конкурса перевозчиков, банально противоречат федеральному законодательству. По мнению г-на Амосова, главная проблема состоит в том, что теряется управляемость транспортного комплекса. И только карательными мерами ситуацию не поправить. Комиссия ЗакСа по городскому хозяйству намерена отстаивать свой законопроект, но при нынешнем раскладе политических сил в ЗакСе перспективы прохождения этого куда более взвешенного документа весьма призрачны.

Михаил Кореневский

Юридические статьи »
Читайте также