Они мне не платят!

До 90 процентов российских автовладельцев считают закон об "автогражданке" грабительским

Федеральный закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" стал одной из самых непопулярных инициатив Госдумы последнего созыва. Процедура выплат, не получившая в законе конкретного толкования, позволит страховым компаниям затягивать платежи до бесконечности и сокращать страховые суммы до символических размеров. Движение автомобилистов России зарегистрировало тысячи случаев ущемления интересов водителей.

Вечером 20 июня 2005 года автомобиль "фольксваген-пассат" Михаила Соколова попал в ДТП на Приморском проспекте. Маршрутная "Газель", за рулем которой находился водитель Сайдугазиев, грубо нарушив правила дорожного движения , врезалась в заднюю часть машины Соколова. На место происшествия прибыли сотрудники ГИБДД и представитель страховой компании "Наста", где была застрахована маршрутка Сайдугазиева. Ни у кого не возникло ни малейших сомнений в виновности последнего, который и сам ее признавал. Ущерб, нанесенный машине Соколова, был оценен в 33 тысячи рублей. На словах оценщик уверил, что, по его опыту, в столь очевидном случае никаких осложнений возникнуть не должно. 15 июля ведущий специалист отдела выплат компании "Наста" Ольга Афанасьева приняла у Соколова все необходимые бумаги.

- Конечно, я потратил на ремонт машины не 33 тысячи, а почти вдвое больше, - рассказывает Михаил Соколов. - Машину восстанавливали мои знакомые по самым низким ценам, а кое-что я исправлял сам. Но если к занижению стоимости я, в общем, был готов, то к полному отказу в выплате - нет.

Представители компании "Наста" мотивировали свой отказ Соколову следующим образом: владелец полиса З. Т. Бегиашвили (хозяин "Газели") при заключении договора страхования указал, что намерен использовать ее лично, а сам нанял гастарбайтера Сайдугазиева и гонял ее как маршрутку. На этом основании "Наста" решила расторгнуть с Бегиашвили договор, а Соколову ничего не выплачивать.

- Сначала я даже не получил никакого официального уведомления, - говорит Михаил Леонидович.- Оно пришло через неделю после того, как я позвонил в юридический отдел "Наста". Из объяснений понял только одно: если Бегиашвили не принесет в их фирму какие-то бумаги, то я имею право подать на него в суд. Но это всегда было моим конституционным правом. А зачем я тогда плачу страховые взносы?!

- В любой приличной стране, где "автогражданка" действует десятки лет, компания вначале возмещает потерпевшему убытки, а потом сама разбирается с виновником, - комментирует юрист Марина Кислицына. - В этом смысл - заплатив за полис, клиент получает уверенность, что, даже если его машину разнесет какой-нибудь недееспособный, ему возместят убытки. Случай Михаила Соколова - очень показательный. Ведь на момент совершения ДТП полис Бегиашвили действовал.

Соколов обратился в суд с исковым заявлением к компании "Наста", но его рассмотрение может затянуться на долгие годы. Поправки к действующему закону, которые Госдума приняла прошедшим летом под давлением возмущенных граждан, носили чисто косметический характер. Например, в случае любого ДТП при любых обстоятельствах сумма страховой выплаты за порчу имущества на всех пострадавших не может превышать 160 тысяч рублей, а механизмы ее выплаты до сих пор очень туманны.

- Если руководствоваться бытовыми представлениями о справедливости, конечно, в отношении Михаила Соколова поступают очень некрасиво, - говорит Павел Серпухов, заместитель прокурора Петроградского района, на территории которого находится компания "Наста". - Но с точки зрения закона ситуация не столь однозначна. У нас еще не наработано ни судебных прецедентов по "автогражданке", ни форм вмешательства правоохранительных органов в подобные конфликты. Но оставаться в стороне мы в любом случае не намерены.

Денис Терентьев

Вопрос читателя Машинное доение  »
Юридические статьи »
Читайте также