Вы полагаете, все это будет сноситься? смогут ли владельцы гаражей помешать строительству Западного скоростного диаметра

Строительство Западного скоростного диаметра должно принести блага всем автолюбителям Петербурга - когда все это будет построено, канут в Лету пробки и наконец-то можно будет платить за проезд. Однако заевшиеся владельцы гаражей с Юго-Запада недовольны, митингуют и даже тормозят стратегический проект, который осуществляется за государственные деньги их же блага ради.

Дети Хрущева

Строительство Южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) - от пересечения с КАД в районе Дачного до Канонерского острова - стартовало 26 декабря 2005 года и, будучи приурочено к моему дню рождения (на следующий день), продвигалось запланированными темпами, пока не наткнулось на железобетонные коробки для автомобилей (т.н. гаражи), появившиеся вдоль железной дороги и Кубинской улицы благодаря Н. С. Хрущеву.

Уволив из армии 400 тысяч человек и устранив тем самым угрозу перерастания холодной войны в горячую, Никита Сергеевич Хрущев создал ВДОАМ - Всесоюзное добровольное общество авто- и мотолюбителей с бесконечным количеством первичных организаций (ПО). В руководство ВДОАМ и первичек (сейчас это просто автостоянки) вошли исключительно уволенные военные. Структура ВДОАМ сохраняла армейскую иерархию: на верхушке - генералы, на уровне директоров стоянок - майоры. При существовавшем тогда уровне бюрократии (сбор взносов, собрания и т.п.) работой, была обеспечена значительная часть сокращенных.

Мало того, непонятным пока способом (расследование предстоит) в то жуткое время, когда, даже имея деньги, машины купить было практически невозможно, только что уволенные из армии смогли приобрести по автомобилю и создали основной костяк пользователей гаражей ВДОАМ (теперь ВОА - Всероссийское общество автолюбителей. Хозяев мотоциклов из него незаметно выкинули).

Выходцы из армии и теперь на боевом посту. Строителям ЗСД придется очень не просто, если эти люди встанут грудью за нажитое непосильным трудом. Это я понял, когда теплым весенним утром шел по территории коллективной автостоянки ПО-17, что протянулась вдоль ж/д путей в районе станции Броневая. Территория автостоянки обнесена бетонным забором с колючей проволокой, охраняется собаками. А люди здесь какие! Что ни человек, то сама обороноспособность. Чего стоит один только председатель Московского районного отделения ВОА Евгений Щелконогов, отлетавший энное количество лет на истребителях и неожиданно удачно подъехавший к нашему разговору на своем простеньком "Лексусе".

- Ну что вы такое говорите, до вооруженного конфликта, конечно, не дойдет, все будет решаться правовым путем, - говорит Евгений Владимирович.

- Мы решаем важную социальную задачу, - говорит он. И с ним невозможно спорить, потому что это правда.

Гаражи, принадлежащие общественному объединению ВОА - тот редкий по нынешним временам, но большой (по размерам) оазис, где сохранились приличные и отличные от средних рыночных с ножом к городу условий. Я, несчастный, плачу за охраняемый асфальтовый квадратик под открытым небом в Выборгском районе от 1500 до 1650 рублей в месяц, а хозяева закрытых бетонных гаражей - 3000 рублей в год. Сюда входит смешная арендная плата + содержание (охрана, благоустройство территории и т.п.). Арендную ставку каждый год пересчитывает КУГИ, и она до сих пор очень гуманная - как минимум в 10 раз меньше, чем аренда для коммерческих автостоянок.

Вот он, редкий пример уважительного отношения к защитникам отечества! И все это должно прекратить существование, увеличив среднерыночную цену на автостоянки для всего остального населения, что уже наблюдается в Московском и Кировском районах, - цена на гаражи, не попавшие в зону сноса, поднялась с $6000 до $9000 - 12 000.

5800 гаражей снесут при строительстве только первой очереди ЗСД. 16 тысяч - при строительстве всего Южного участка, от Дачного.

В самую первую очередь - а это вопрос ближайшего месяца - должны снести 500 гаражей, владельцы которых уже выходили на митинг 5 марта.

А в перспективе эта проблема затронет до 300 тысяч автовладельцев. Такую оценку дает председатель городского отделения ВОА Дмитрий Троян.

- Пока что ни одного гаража еще не снесли, но проблема не терпит отлагательств: строительство ЗСД пока идет по плану, но в ближайшие дни оно замедлится или уже замедляется, - сообщили в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству Смольного, который является фактическим заказчиком строительства (через него проходят деньги из городского бюджета, формальный заказчик - ОАО "Западный скоростной диаметр", 100% акций которого принадлежат городу).

Как сойтись в цене

В общем, владельцы гаражей готовы отдать их под снос, но хотят получить за это достойную компенсацию. Главное в этой проблеме выяснить, что значит "достойная".

Гаражи на Кубинской улице довольно активно продавались еще год назад по цене $2000, что, по оценкам их владельцев, в 2 - 3 раза ниже рыночной стоимости. Правда, это были самые плохонькие гаражи.

- На компенсацию в $2000 и сейчас соглашается небольшая часть владельцев, только те, кто сдавали их в аренду или хранили там огурцы. Но большинство хранит там все-таки машины, и для них эта компенсация проблемы не решает, - рассказывает Константин Лежнев, глава муниципального образования "Новоизмайловское".

- Рыночные цены известны. Железобетонный гараж 3х6 метров у Володарки (Красносельский район) стоит $1000, такой же в Лигове - $2,5 - 3 тыс., на Юго-Западе - $3,5 - 4 тыс., на Кубинской - 6000 евро, - уточняет Игорь Карбовский (председатель Василеостровского районного отделения ВОА).

Руководство комитета по благоустройству вроде бы соглашается с такими оценками. Зам. председателя комитета Валерий Козловский сообщил, что размер компенсации составит $2,3 - 12 тыс. за железобетонные гаражи и $1,8 - 3,4 тыс. за металлические. Всего в рамках строительства первой очереди ЗСД до 2008 года из местного бюджета обещано выплатить 520 млн рублей за 5,8 тыс. снесенных гаражей (из них в 2006-м 210 млн рублей). Получается в среднем по $3 тыс. за гараж, что, очевидно, все-таки меньше рыночной стоимости. Владельцы гаражей на Кубинской, уже пытавшиеся найти замену своим сносимым строениям, пока что не нашли ничего дешевле $4 тысяч в своем и соседнем районе.

Впрочем, даже предложенных компенсаций тем, кто согласился, пока никто не платит. В январе комитет по благоустройству подписал соглашения с теми немногими, что согласились, - с 282 владельцами гаражей из ВОА, обещав до 28 февраля выплатить каждому по 63 тыс. рублей. Денег в означенный срок не дали. Сославшись на отказ выплачивать компенсации, что довольно нелогично, администрации Кировского и Московского районов потребовали освобождать участки. На гаражах, расположенный в самой южной части Южного участка ЗСД (ближе к Ленинскому проспекту) появились предупредительные таблички: мол, уносите свои пожитки. В первых числах марта зам. председателя КБДХ Валерий Козловский заявил, что выплаты в размере от $1,5 тыс. начнутся на следующей неделе. Но они так и не начались, хотя деньги в бюджете Петербурга на это заложены.

- Объяснить причину мы пока не можем, но разберемся, - рассказали в комитете по благоустройству. - Очевидно, это чисто административная задержка.

По самой оптимистичной оценке, не более 15% автовладельцев согласятся с ценой компенсации, определенной КБДХ. В перспективе грядут суды.

Перспективы у разбирательства на первый взгляд есть - как судебного, так и досудебного. Правда, существенный прокол автовладельцев - практически ни один из них не имеет документа, в котором была бы обозначена цена их собственности. Меж тем получить такой документ очень просто. Оценочных фирм в городе полно. Достаточно заплатить около $100 и подождать пару дней.

- Мы за счет города делали оценку, если кто не согласен - пусть делает свою и оспаривает, - рассказали нам в Смольном. - Разобраться в итоге можно. У нас были аналогичные проблемы с владельцами магазинов в зоне строительства ЗСД. Они предъявили нам документы, где была указана цена их собственности, и в итоге со всеми довольно быстро разобрались.

- В Приморском, Московском и Кировском районах, кажется, уже были суды, и мы их выиграли, - рассказывает Игорь Карбовский, председатель Василеостровского отделения ВОА. - Вопрос всегда решался в пользу владельцев гаражей. Не было ни одного сноса без компенсации.

Менее оптимистичны муниципалы, имеющие опыт борьбы за интересы своих жителей.

- Проект стоимостью $56 миллиардов ничто не остановит, сначала будут сносить, а потом решать вопрос в суде, - уверен Константин Лежнев.

Виртуальная замена гаража на паркинг

Следующая после размера компенсации проблема - куда владельцам деть свои оставшиеся без гаражей автомобили.

- Город делает ставку на места в многоэтажных паркингах, но для большинства это не решение проблемы. Место в таком паркинге стоит от $15 000 долларов (по другим оценкам, от 7 до 30 тыс. - А. О.), такой компенсации не дадут, а самостоятельно доплатить пострадавшие не смогут, - считает Игорь Карбовский. - Поверьте мне, я-то уж знаю своих членов. 70% - это слабозащищенные. У них автомобиль в 5 раз дешевле.

В администрации Московского района я провел полдня, чтобы выяснить хоть что-то по существу вопроса. Ссылаясь на занятость, меня футболили от одного специалиста к другому, чтобы наиболее рациональным способом выбрать того, кто меньше всего знает и ни за что не отвечает. В итоге сообщили только одно: "Московский район является районом законченного строительства, но администрация района, понимая необходимость решения данной проблемы, ведет работу по подбору земельных участков для последующего переноса части гаражей". Какой части, какие есть варианты участков - ничего этого в Московском районе не сообщается никому.

- Мы готовы самостоятельно построить многоэтажные паркинги, если получим компенсации в среднем по $5000 за гараж, - рассказывает председатель Московского отделения ВОА Евгений Щелконогов. - Зарабатывать на этом мы не собираемся, а для строительства хватит. В районной администрации мне предложили поискать места самому. Я нашел походящие участки в районе Новоизмайловского проспекта и улицы Галстяна, но мне сказали, что они уже проданы под дома. Еще подходит участок на месте сгоревшего института ЛЕНГИПРОГОР, но он тоже расписан, то ли под Городской суд, то ли под прокуратуру. Наконец, я предложил строить в карманах Новоизмайловского проспекта. Районная администрация говорит - будем рассматривать, но, я так чувствую, ничего они рассматривать не будут.

- Если выплаченной компенсации хватит на покупку или строительства нового гаража, но ни такого гаража, ни пятна поблизости не найдется, что тогда делать владельцам сносимых гаражей?

- Не найдут в этом районе, купят в соседнем, - сказали нам в аппарате КБДХ, попросив не ссылаться на личности. - Что же теперь ЗСД не строить? Заплатить компенсацию по рыночной цене или предоставить альтернативный участок мы готовы, но еще и искать участок поблизости от дома для каждого жителя, согласитесь, что это уж слишком! О том, что дорога появится, начали говорить 2 года назад. Они могли подготовиться.

- Только 2 месяца назад, в конце января, районная администрация сообщила, что договор аренды с нами расторгается с 12 апреля, - рассказывает Евгений Щелконогов (председатель Московского отделения ВОА).

Аналогичная история повторяется в Василеостровском районе, где до строительства как минимум год. "Я обращался в КГА и в КУГИ с просьбой показать где пройдет дорога, но ничего не выяснил", - рассказывает Игорь Карбовский, председатель Василеостровского отделения ВОА.

Только администрация Кировского района предложила что-то реальное, правда, тоже только сейчас. Чиновники выразили готовность отдать пострадавшим участки, предназначенные для строительства паркингов, на которые пока никто не претендует и даже не объявлены торги. Такие участки в районе есть. Но на каких условиях их отдавать, администрация пока не решила, да это и не совсем ее компетенция. Дело в том, что по нынешним законам участки под строительство любой недвижимости выделяются исключительно на торгах . На самом деле это, конечно, не препятствие. Технология проведения торгов с заранее известным победителем давно отработана. В крайнем случае, владельцев гаражей можно разбить на несколько групп, которые будут как будто бороться между собой.

Правовое поле, оно же - минное

- Закон не на стороне автовладельцев, - с прискорбием констатирует Константин Лежнев, глава МО "Новоизмайловское". - Единственный аргумент в их пользу - распоряжение Анатолия Собчака от 31.05.1996 г. No 615, которое до сегодняшнего дня не отменено. В нем говорится, что изъятие предоставленных ВОА в аренду земельных участков производится только при условии предоставления новых участков для переноса на них действующих автостоянок. Но этот местный закон ничего не стоит отменить. А с общероссийскими - полная неразбериха.

Вообще, является ли гараж недвижимостью - непонятно. Мнение о статусе гаражей даже среди специалистов, занимающихся этим вопросом не первый год, расходятся.

- Недвижимость - это то, что прочно связано с землей, - рассуждает Константин Лежнев. - Железобетонные и кирпичные гаражи прочно связаны с землей и даже неотделимы друг от друга. В стандартных КАС у соседних гаражей общие стенки и перенести их, не разрушив, невозможно. С другой стороны, если гараж - недвижимость, то право собственности должно быть зарегистрировано в ГБР, а у владельцев из ВОА такое право не зарегистрировано. Однако само государство производит с этими гаражами все операции, которые можно делать только с недвижимостью - когда гаражи перепродаются, ПИБы дают свидетельства владельцам, то есть де-факто право собственности как на недвижимость за владельцами гаражей признается, а де-юре - нет.

- Фактически даже железный гараж недвижимость, так как имеет фундамент, - говорит Игорь Карбовский.

КУГИ, естественно, трактует гаражи как движимое имущество, а снос их не как связанный с государственными нуждами (в этом случае необходимо сначала предоставить аналогичное по качеству помещение), а как снос некапитальных строений на земле, сдающейся в аренду на срок не более 10 лет (в этом случае достаточно денежной компенсации). Но все это до первого суда.

ЗСД - только повод?

Происходящее дает основание ряду заинтересованных лиц думать, что ЗСД - всего лишь повод для сноса бюджетных гаражей в черте города.

Вот лишь пара фактов. Сам ЗСД в районе Кубинской улицы занимает всего лишь 30 - 40 метров в ширину. Здесь порядка 5 стоянок. Две из них - ПО-15 на 1250 мест и ПО-17 на 676 мест, с будущей дорогой вообще не пересекаются и находятся на расстоянии метров 50 от нее. Тем не менее решено сносить все.

Правда, две вышеописанные стоянки все же попадают в зону строительства (пути подвоза, беспорядочно разбросанный хлам вокруг, который по российским традициям должен занимать не меньше 2 площадей самой стройки).

- Я предлагал вернуть гаражи на это место после окончания строительства. Выплаченной компенсации должно хватить на то, чтобы их отстроить заново, - рассказывает председатель Московского районного отделения ВОА Евгений Щелконогов. - В администрации мне как будто не отказали. Я сказал - давайте гарантию подпишем. Говорят - нет, гарантии не дадим, будем распределять земли на тендере. Конечно, расположившиеся вокруг ЗСД магазины, автосервисы будут арендовать землю по цене в 10 раз больше, чем мы. И все это позволит быстрее окупить строительство. Но надо же как-то учитывать и наши интересы.

- В нашем районе ЗСД вообще должен пройти по намывным территориям и не затронуть гаражи, тем не менее идут разговоры о сносе всех гаражей ВОА, - говорит Игорь Карбовский. - Не исключаю, что это продолжение политики вытеснения малоимущих из центральных районов.

- Сотни гектаров, занятые гаражами, - это ненормально, - заявила Валентина Матвиенко.

Борьба продолжается. Как удалось выяснить у владельцев и в руководстве ВОА, отсутствие судебных прецедентов - не случайность. Гаражники пока решили идти путем митингов, так как он, во-первых, не так затратен, а во-вторых - массовость владельцев гаражей позволяет надеяться, что это достаточно мощный инструмент политического влияния. Общегородской митинг владельцев гаражей в зоне ЗСД намечается на 9 апреля.

Чем все это закончится?

- Компенсаций не хватит для покупки новых гаражей. Часть машин поместится во дворах, но там места уже сейчас маловато - даже 5,5 тысячи автомобилей членов нашего общества, не говоря уж об остальных владельцах гаражей, во дворы не поместятся. Большинство машин окажется просто на улицах. А на Васильевском улицы и так узкие. Так что движение, и сейчас затрудненное, станет практически невозможным. Чинить эти автомобили будут тут же на улице, усугубится еще и экологическая ситуация, - говорит Игорь Карбовский.

С этим трудно спорить, а главное - не нужно. Потому что, может, все идет правильным путем. Когда новенькие иномарки будут гнить под открытым воздухом, мы начнем менять их раз в 3 года, как в Европе. Старые ино и новые российские сгниют еще быстрее, превратятся в подснежники, их быстренько вывезут из города на переработку или продадут в Камбоджу. И будет город единообразно красивый, как стадо белых коров-лимузинов.

Алексей Орешкин

Не выезжают на роликах почему зрители должны быть недовольны уменьшением рекламы на ТВ  »
Юридические статьи »
Читайте также