Борьба за пассажиров Передел рынка коммерческих перевозок превратился в беспредел

Особенно это ощущают на себе жители пригородов, где новых социальных автобусов приходится ждать часами, а "маршрутчики" в борьбе за пассажиров устраивают настоящие гонки. С 1 марта в Петербурге должны были выйти на маршруты перевозчики, выигравшие специальный конкурс . Однако счастливчиков набралось лишь шесть - это крупные транспортные компании. Остальные несколько десятков организаций оказались в условиях, когда нужно либо наниматься на субподрядных условиях к победителям, либо прекращать работу. Но проигравшие не уходят с дорог. Они считают конкурс "необъективным", а действия Комитета по транспорту незаконными.

Отношения на ножах

Напомним, среди перевозчиков был проведен конкурс на обслуживание социальных маршрутов. Таким образом в Смольном решили переложить часть нагрузки с государственного транспорта на частных предпринимателей. Последние должны обслуживать социальные маршруты, на которых действуют льготы и проезд стоит 12 рублей, А за то, что перевозчики берут на себя расходы по покупке новых автобусов и организуют невыгодные социальные маршруты, им предоставляются дотации из бюджета и право работать на выгодных коммерческих маршрутах.

- Моя компания обслуживала 14 маршрутов. К конкурсу мы закупили 13 новых автобусов, но не прошли его, поскольку конкуренты заявили, что будут работать не до часа ночи, а до двух, - рассказывает Александр Масюк, вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков. - Конечно, после окончания конкурса они не собирались выполнять свои обещания. Теперь я выплачиваю кредит за новые автобусы, но работать мне не дают. При этом у победителей нет достаточного количества машин для содержания всех маршрутов. Если бы 1 марта проигравшие перевозчики не вышли на маршруты, движение в городе частично было бы парализовано.

В итоге получилось "где пусто, где густо". Некоторые маршруты исчезли совсем, на других появилось в два раза больше машин. "Новые" хозяева работают одновременно со "старыми", а конкурирующие маршрутки буквально гоняются за пассажирами. Депутат Государственной Думы Сергей Гуляев отмечает, что страсти между водителями накалены до предела: - Неделю назад, не поделив остановку у станции метро, водители устроили поножовщину. Уже зафиксированы случаи поджигания маршруток.

Как признаются владельцы некоторых транспортных фирм, не прошедших конкурс, но продолжающих работать на дорогах Петербурга, с 1 марта они стали получать угрозы в отношении себя или членов своих семей. Им предлагалось идти на субподряд, то есть работать как раньше, но "отстегивая" фирме - победительнице конкурса от 300 до 800 рублей за "право" работать. Или вообще уйти из бизнеса.

Проезд подорожает

ГУП "Пассажиравтотранс" за счет выхода на маршруты коммерческих перевозчиков уже освободил 317 автобусов, пустив их по новым маршрутам. Однако победители не спешат осваивать социальные маршруты. В начале марта кое-где люди ждали автобусов не по 5 - 7 минут, как обещали чиновники, а по часу. Понятно, почему некоторые фирмы недобросовестно подходят к исполнению "социальных" обязательств. Затратив деньги на покупку новых машин, компании-победительницы не получают достаточной прибыли от коммерческих перевозок, соперничая с нелегальными перевозчиками. Опять-таки по причинам больших расходов на приобретение автобусов, специалисты прогнозируют повышение стоимости проезда на коммерческом транспорте. Например, в Кронштадте один маршрут, стоивший до проведения конкурса 20 рублей, теперь обходится пассажирам в 40 рублей.

- А на некоторых городских маршрутках стоимость проезда повысилась до 18 рублей, - возмущается Даниил Коцюбинский, исполнительный директор Ассоциации малого и среднего бизнеса. - Это один из результатов конкурса. Сложилось ограничение круга перевозчиков, недопущение конкуренции на рынке услуг по перевозке. То, что творится, - это фактически рейдерство.

В свою очередь зампред Комитета по транспорту Николай Константинов, заявил, что конкурс был необходим, чтобы повысить безопасность и качество обслуживания пассажиров: - У нас действуют три группы проверки. Когда горожане звонят и жалуются, мы отправляем бригаду проверки по определенному маршруту. Тех, кто не выполняет взятые на себя обязательства, штрафуем.

Штрафами хотят остановить и не прошедших конкурс перевозчиков. Если Законодательное собрание примет поправки к закону "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" , то предпринимателей, продолжающих выпускать автобусы на маршруты, несмотря на проигрыш в конкурсе, ожидают штрафы до 100 тысяч рублей для юридических лиц и до 5 тысяч рублей для должностных.

Продолжаются и судебные процессы, начатые некоторыми компаниями перевозчиков против результатов конкурса. Но пока водители, перевозчики и Администрация разбираются друг с другом, пассажирам остается полагаться только на удачу. И надеяться, что именно твой автобус не придется ждать час и что именно на твоем маршруте не повысится стоимость проезда.

Юлия Ли

Особая волость Реформа ЖКХ удалась в поселке Колтуши. Кто следующий?  »
Юридические статьи »
Читайте также