Питерский троллейбус ходит чаще автобуса Интервалы на некоторых маршрутах "рогатого" транспорта уже составляют 4 минуты

Начиная с января 2006 года у всех петербуржцев на слуху перемены в организации работы общественного автобусного транспорта. Подведя итоги конкурса на право пассажирских автобусных перевозок на 2006 год, руководители комитета по транспорту пообещали горожанам и Валентине Матвиенко (она взяла сокращение интервалов движения социальных автобусов под личный контроль), что начиная с апреля 2006 года на ряде городских автобусных маршрутов интервал в часы пик составит 4-5 минут. Пока же ни один из 300 маршрутов не ходит с таким удобным для пассажиров графиком.

В 2005 году, например, только 17 автобусных маршрутов ходили с плановым интервалом 15 и менее минут. Руководители государственного унитарного предприятия (ГУП) "Горэлектротранс" громких обещаний не давали, но маршрутов с интервалом 15 минут у них - более 20. Более того, два троллейбусных и 4 трамвайных маршрута ходят с интервалом 4 минуты вот уже два последних года. Кроме того, на некоторых линиях электротранспорта машины подходят к остановкам через каждые 6-8 минут.

Работа ГУП "Горэлектротранс" постоянно и совершенно незаслуженно находится в тени ГУП "Пассажиравтотранс". Да, автобусных маршрутов проложено в Питере в три раза больше, чем электрических, так как не на каждой улице есть экономический смысл прокладывать рельсы и устанавливать контактную сеть.

В 2006 году число социальных автобусных маршрутов, на которые вместе с "Пассажиравтотрансом" выйдут еще 6 компаний - победителей конкурса перевозчиков, увеличится до 310, а совместный парк больших машин - до 2300. До масштабов Ленинграда 1980-х годов еще далеко: тогда на дорогах курсировали более 3 тысяч автобусов, но по сравнению с 2005 годом прогресс налицо. В тот год социальными перевозками занимался только ГУП "Пассажиравтотранс" с парком 1700 единиц.

Трамваи же и троллейбусы "Горэлектротранса" на двоих обслуживают всего 90 линий, и их совместный парк составляет 1778 машин (1043 трамвайных вагона и 735 троллейбусов). Однако объемы перевозок бензиновым и электрическим общественным транспортом сопоставимы. Ежедневно машины "Горэлектротранса" перевозят около 1,5 миллиона пассажиров, и 70% этих объемов приходится на любимый петербуржцами старшего поколения и жителями спальных районов трамвай.

По итогам конкурса на автобусные перевозки в 2006 году (с пролонгацией в случае успешной работы фирм-победителей), коммерческие перевозчики к апрелю должны были купить и вывести на согласованные с комитетом по транспорту маршруты 686 новых больших автобусов. Это условие они выполнили.

Троллейбусный и трамвайный парки обновляются гораздо скромнее. В этих видах общественного транспорта пока нет коммерческих маршрутов, закупка подвижного состава осуществляется за счет городского бюджета, а дело это - затратное. Один современный трамвайный вагон обходится бюджету в 7,5 миллиона рублей. Это в 1,5 раза дороже стоимости самого дорогого городского автобуса "Скания-Омни Линк" и в 3 раза дороже китайского "Золотого Дракона". Кстати, победители автобусного конкурса в массовом количестве закупили именно "китайцев".

Цена сочлененного троллейбуса с асинхронным тяговым двигателем (такой мотор заметно экономит электроэнергию) тоже кусается - 4,5 миллиона рублей. В прошлом году бюджет закупил 26 новых трамваев и 22 троллейбуса, и примерно такое же количество техники исчерпало ресурс и ушло под списание. Тем не менее по своей ритмичности петербургский электротранспорт даст солидную фору "автобусникам".

Передовики троллейбусного движения - маршруты N 5 (площадь Труда - Суворовский проспект) и 37 (метро "Проспект Ветеранов" - Сосновая Поляна). Плановый интервал в графике их движения в часы пик составляет всего 4 минуты. Корреспондент "НВ", который живет на проспекте Ветеранов, где курсирует 37-й, а приезжает в офис редакции на Большой Морской улице на троллейбусной "пятерке", подтверждает, что служба движения "Горэлектротранса", называя именно этот интервал, говорит правду.

Повезло пассажирам 20-го троллейбуса (метро "Нарвская" - Ульянка), 22-го (площадь Труда - Ржевка), 39-го (микрорайоны Купчино) и 40-го (метро "Старая Деревня" - Суздальский проспект). Интервалы на этих номерах составляют 6-8 минут. Самое приятное, что эти маршруты обслуживают большое количество пассажиров, простираются на 10 и более километров, а некоторые пролегают по двум-трем районам Питера.

Есть свои лидеры и на трамвайных линиях. Маршруты N 57 (почти весь проспект Просвещения), 52 и 60 (кварталы Юго-Запада) развозят пассажиров с интервалами в 4-5 минут. Это особенно важно в утренние пиковые часы, так как те же спальные районы Юго-Запада вдоль Петергофского шоссе населены особенно густо, а до ближайшей станции метро "Автово" - 7-12 километров пути. В таких условиях мобильный и вместительный трамвай, который движется по обособленному пути без светофоров, - просто спасение на пути на работу.

Устраивает петербуржцев и интервал трамвая популярного и очень востребованного маршрута N 25 (площадь Восстания - Купчино). Правда, горожане опасаются, что маршрут снимут, так как на Лиговском проспекте собираются демонтировать трамвайные пути. В "Горэлектротрансе" эту информацию опровергли, как и слухи, что после ремонта Московского проспекта от метро "Московские ворота" до Благодатной улицы трамваи туда не вернутся. "Ремонт этого участка будет закончен до 10 апреля 2006 года, и движение трамваев 29-го и 43-го маршрутов будет восстановлено", - сообщили в пресс-службе ГУПа.

Зато уж точно не вернется на городские улицы 11-й трамвай, который сняли в начале марта из-за нерентабельности и в связи с ремонтом моста Лейтенанта Шмидта. Более того, в отделе организации дорожного движения регионального управления ГИБДД и в отделе с аналогичным названием городского комитета по транспорту намекнули, что после ремонта "Шмидта" трамваи исчезнут не только на этом мосту, но и на Университетской набережной, а также к близлежащих к старейшей в городе переправе улицах Труда, Глинки - вплоть до Садовой улицы.

Трамвайная сеть в нашем городе за последние 5 лет сократилась с 700 до 600 километров, трамвай активно снимают в центральных районах Петербурга, что очень огорчает его жителей, особенно пенсионеров. Но начальник отдела по организации дорожного движения УГИБДД полковник Александр Ионков настроен решительно: "В корне не согласен с теми, кто считает трамвай самым экологическим транспортом. Когда трамвай делает остановку на запруженной улице, например на Садовой, он образует чадящую пробку из чадящих машин, моторы которых работают в самом ядовитом для воздуха режиме: первая передача-тормоз. Я уже не говорю о том, что вагон своей 20-тонной массой создает вибрацию, разрушающую самое прочное покрытие. Этот вид общественного транспорта должен развиваться в периферийных районах, а не в центре".

Материалы подготовили Иван и Сергей Тачаевы

В связи с визитом в Россию Верховного комиссара ООН по делам беженцев  »
Юридические статьи »
Читайте также