Квартирный ответ Когда и почему теперь можно не платить коммунальщикам

Сегодня в дополнительном выпуске "РГ" публикуется документ, который коснется каждого жильца. Этот выпуск так и называется - все о вашем доме, или новые правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Наши подписчики узнают, почему и за что теперь можно не платить коммунальщикам.

Впервые широкой аудитории сообщаются нормы и правила содержания жилого дома. Раньше Госстрой их высылал в коммунальные отделы местных администраций в виде служебных рекомендаций. Теперь же они впервые обретают статус обязательного исполнения. На их основе-то и будут теперь перезаключаться с жильцами договора найма.

компетентно

Похоже, глава строительного ведомства Николай Кошман все-таки выполнил свое обещание и предоставил людям инструмент, с помощью которого они смогут наконец-то отстоять свои права. Жильцы теперь станут платить за квартиру ровно столько, сколько на самом деле предоставляется услуг. Во всяком случае нам предоставлена возможность на основании этих правил и норм подсчитать, что и на какую сумму нас "нагревает" эксплуатирующая дом контора. Рассказывает первый заместитель главы Госстроя России Сергей Круглик:

- Люди не специалисты. Большинство из нас понятия не имеет, из чего формируются цены на жилищно-коммунальные услуги. Публикуемый "РГ" документ как раз и оговаривает, как и из чего складывается сумма счета, которую ежемесячно оплачивают жильцы.

К примеру, отвечает на вопрос: как должен вывозиться мусор? Или сколько раз нужно проводить влажную уборку подъезда? Каким образом дворник должен чистить мусоропровод? При этом в документе указаны нормы, которые были заложены на основании среднестатистических измерений. Ведь в каждом регионе своя процедура, свои циклы замеров объемов того же мусора. Жилой дом - достаточно сложный инженерный объект, много фрагментов, из которых складывается его эксплуатация. В то же время сегодня большинство квартир приватизированы, находятся в частной собственности. Практикуются новые формы управления, такие, как товарищества собственников жилья. Нормы и правила в первую очередь разработаны для них. Для того, чтобы они смогли оценить, какова стоимость эксплуатации, понять, что такое управление домом и как все это взаимосвязано с предоставлением качественных коммунальных услуг. В общем, правила и нормы - это те базовые нормативы, от которых "пляшут" цены.

Вообще такой документ существовал во все времена. В советские времена он был, пожалуй, самым грозным документом для коммунальных контор. Попробуй начальнику ЖЭКа их проигнорировать - слетит с кресла. Однако обычные граждане даже не подозревали об их существовании. Эти нормы и правила носили статус внутренних, служебных циркуляров. В девяностых годах они прибрели статус рекомендаций. Их можно было выполнять, а можно - отправить в корзину. На этот рекомендательный характер, чего греха таить, и сориентированы большинство ЖЭКов и ДЭЗов. Между тем выяснилось, что без нормирования услуг ничего путного не выходит. Мусорные контейнеры неделями не вычищаются, подъезды не то что не подметаются, вообще не ремонтируются. При этом на все возмущения жильцов домоуправители отвечают, что денег на это нет. Будет ли теперь по-другому?

Новые нормы и правила, как пояснил Сергей Круглик, позволяют управляющей домом компании заключать правильный договор с эксплуатирующей конторой. Эти нормы - большое подспорье и для контролирующих органов. Сегодня практически во всех регионах появились жилищные инспекции, службы дирекции единого заказчика. Теперь и у них появились новые критерии надзора за состоянием домов и деятельностью ЖЭКов и ДЭЗов.

Заместитель главы Госстроя считает, что жильцам не стоит опасаться, что с появлением новых норм эксплуатации возрастут коммунальные услуги. Люди, которые не получают положенное, могут обратиться в суд, в эксплуатирующую дом организацию и востребовать положенные услуги, за которые они платят. Либо обратиться с требованием, снизить расценку за не предоставление этих услуг.

Итак, каковы основные положения документа?

Требуйте уборщицу раз в пять дней

подъезд

Во-первых, предприимчивым жителям придется разобрать свои ящики с картошкой, которые они предпочитают размещать в укромных уголках подъезда. По новым правилам сооружение кладовых в подъезде запрещается. За это домоуправление запросто сможет наказать жильца. Но и жилец может взыскать с эксплуатирующей конторы. Ведь уборщица лестницу в подъезде должна "обметать" и мыть не реже, чем через пять дней. А вот, все что находится в подъезде, - стены, отопительные приборы, перила, окна - подвергать мокрой уборке не реже одного раза в месяц. Штукатуры и маляры и другие ремонтники должны появляться в подъезде с периодичностью три-пять лет. При этом входная дверь в многоэтажных домах должна быть с автоматическими замками. Интересно, во многих ли подъездах соблюдаются даже эти перечисленные правила?

В общем, похоже, что с появлением этого документа наступает горячая пора для судебных инстанций. Они просто будут завалены исками жильцов и домоуправлений..

Сантехника больше суток не ждут

квартира

Считается, что в отношениях с эксплуатирующей дом конторой жильцы всегда в проигрыше. Во всяком случае, до сих пор только они и пытались отстоять свои права. Теперь же и ЖЭКи запросто смогут приструнить нанимателей и собственников квартир. Хотя бы за то, что балконы и лоджии захламлены. Громоздкие вещи размещать на них запрещается. Чтобы не ссориться с домоуправлением, жильцам теперь придется срочно вывозить с балконов свои старые холодильники.

Вообще же слов "запрещается" в документе довольно много. Скажем, даже собственники приватизированных квартир не смогут заниматься их переоборудованием без санкции эксплуатирующих контор. Похоже, без санкции ЖЭКа теперь даже металлическую дверь не установишь. Домоуправление и пожарники сначала должны будут выяснить, не мешает ли новое "устройство дверного проема" другим жильцам. Спросить с жильцов за то, что не утеплили свои окна и двери. Однако радует, что жильцы теперь могут не тратить напрасно свои эмоции. Если случилось в доме ЧП - засорились мусоропровод, канализация или прорвало трубы, "аварийка" должна выехать на место происшествия немедленно, а если потек кран - сантехник отремонтирует его не позже суток. Приступить к компании к отстаиванию своих прав жильцы смогут и в том случае, если батареи не прогревают вашу квартиру до 18 градусов тепла, а горячая вода поступает к кранам и смесителям ниже 60 градусов.

Зимний график дворников рассчитан по часам

двор

Безусловно, дом должен иметь свое лицо. У него должен быть номер, а на фасаде указана и улица, на которой он расположился. ЖЭК должен позаботиться и о номерах подъездов и квартир. Но это еще не все. На виду у всего двора должен стоять стенд с адресами и телефонами местных органов самоуправления, пожарных, милиции, скорой помощи, газовиков, санитаров и главное - коммунальной аварийки. При этом, лучше убрать со двора и самовольно построенные гаражи и сараи - им там не место. В общем, и двор должен содержаться в чистоте, К примеру, после снегопада дворник должен очистить его от сугробов уже через три часа. Кстати, мусор должен вывозиться ежедневно. При этом контейнеры с отходами периодически подвергаются дезинфекции.

Ираида Семенова

О чем можно узнать из документа?

Подъезд

Знаете ли вы, что:

Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы и уплотняющие прокладки.

Подметать пол на лестничных площадках и маршах, обметать стены и стирать пыль с подоконников нужно не реже раза в пять дней. Капитально мыть - раз в месяц. А при ремонте "не допускаются просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки".

Наружные входные двери в дома должны быть оборудованы самозакрывающими устройствами (доводчиками), а также ограничителями двери - остановами.

Температура в подъездах даже зимой не должна опускаться ниже 16 градусов тепла.

Дворы

Оказывается:

Летняя уборка придомовых территорий подразумевает не только подметание, но и регулярный полив тротуаров: ежедневно, два раза в день, а если очень жарко (или пыльно), то и трижды.

Зимой во время снегопада тротуары положено чистить практически непрерывно - с интервалом от получаса до трех часов.

Во дворах должны иметься специально отведенные площадки или бункеры-накопители для крупногабаритного мусора: старой мебели, велосипедов, оставшихся от ремонта стройматериалов. Все это по заявкам организаций, обслуживающих жилфонд, вывозится специальными мусоровозами или обычными грузовиками.

В каждом дворе, у каждого домовладения должны иметься урны, причем не абы где, а в нужных местах: у входов в магазины, подъезды и вообще через каждые 50-100 метров.

Квартиры

Жильцам полезно знать:

Раз в год к ним в квартиру должен прийти специалист для технического обслуживания электроплиты проверить, как работают конфорки и духовка, исправно ли заземление, не греется ли кабель и электровилка. Если нужно - тут же произвести мелкий ремонт.

Установка электроплит вместо газовых, перенос нагревательных и газовых приборов, переоборудование туалетов и ванных комнат, установка "джакузи" и мощных стиральных машин - все это относится к переоборудованию жилья и допускается только после получения соответствующего разрешения.

Перенос и разборка перегородок, дверных проемов, "превращение" трехкомнатной квартиры в "двушку" или наоборот - все это считается перепланировкой, и здесь тоже самодеятельность не разрешена. Особенно если в результате страдают остальные жильцы дома.

Все подготовительные работы к зиме должны быть закончены: в северных и восточных районах - к 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - к 1 октября. А тепло подается в дома в зависимости от погоды - при устойчивом похолодании муниципальные власти принимают решение о конкретной дате.

Если случилась авария или повреждение водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети , газопровода или перебой в подаче электричества - сигнал об этом жильцы подают в аварийную службу, которая должна быть в полной "боевой" готовности в любое время суток.

В нерабочее время и праздники вместе с диспетчерскими службами жилищных организаций вахту несут районные аварийные службы.

Юридические статьи »
Читайте также