"А я несчастная торговка частная..." Эта песня в исполнении "ресторанного лобби" растрогала власти города.

Недолгим оказался век вступившего в силу с нового года городского закона о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Городское правительство в лице комитета экономического развития, внезапно прозрев, посчитало ставки налога удушающими для малого бизнеса. Депутаты ЗакСа, летом прошлого года дружно проголосовавшие за эти ставки, теперь утверждают, что переоценили возможности частного сектора и закон нужно смягчать. Заксобрание на днях приняло предложенный правительством проект поправок в целом, но окончательно изменения будут утверждены, скорее всего, после майских праздников.

Поскольку нормативные акты, улучшающие положение граждан, могут иметь обратную силу, предприниматели, которые вынуждены уплатить по итогам первого квартала свои ЕНВД сполна, во втором квартале смогут произвести перерасчет и вернуть переплаченное. От фирм на вмененке планировали получить в бюджет 1,3 миллиарда рублей, по новым ставкам их вклад составит в лучшем случае один миллиард.

"Прозрение" городских властей в вопросах вмененки не было неожиданным. Это только считается, что малый бизнес не имеет средств на лоббирование своих интересов. На самом деле лоббистская кампания в депутатской среде и в том же комитете экономики велась по всем законам жанра: критические публикации в деловых изданиях, обращения предпринимательских ассоциаций, слезные письма к депутатам. Особенно усердствовало, как говорят сами же депутаты, "ресторанное лобби", которое требовало - и добилось - не просто снижения пресловутого "коэффициента 2", а вообще отмены ЕНВД для предприятий общепита.

Снижение налогов принято приветствовать. Но - налоги должны быть не только низкими, а в первую очередь справедливыми. Между тем снижение ЕНВД и предстоящая его отмена для предприятий общепита, по мнению многих, нарушают условия честной конкуренции.

Для тех, кто не связан с малым бизнесом, напомним суть ЕНВД. В некоторых видах бизнеса невозможно наладить учет реального денежного оборота. Кто сосчитает, сколько пассажиров перевезла за день маршрутка, сколько шаверм и "горячих собак" продала уличная палатка? Между тем доход у них, судя по притягательности этих видов бизнеса, немаленький. Для этого сектора и был придуман единый налог на вмененный доход. Специалисты (налоговая инспекция, районные и городские чиновники) подсчитывают, сколько именно может заработать та или иная малая фирма за месяц. Это и называют вмененным доходом. С него предприниматель должен уплатить соответствующий налог. Заработал "ларечник" больше расчетной величины - никто не в претензии, все деньги остаются ему. Получил меньше - его проблемы, налог он должен уплатить сполна. Система жесткая, но справедливая. Кто ведет дела успешно, у того часть прибыли вообще не облагается налогом, кто работает плохо - разоряется.

Впервые ЕНВД был введен в городе в 2002 году. Ставки были скромные, потому что, как тогда говорили, главной задачей было не деньги с малого бизнеса собрать, а вывести его из тени, заставить сдавать в налоговые органы хоть какие-то отчеты. 2003 год власти и налоговые органы разбирались в результатах эксперимента и писали новый закон. Ставки образца 2004 года оказались в несколько раз выше старых, что и послужило поводом для успешной атаки на вмененку.

Но так ли уж непосильны новые ставки и не слишком ли поторопились защитники малого бизнеса с их снижением? По мнению одного из успешных городских предпринимателей, многие наши депутаты просто не разобрались в арифметике нового ЕНВД.

Юрий Иванов - президент городской Ассоциации комбинатов школьного питания и хозяин одного из таких комбинатов. На вмененке отработал 2002 год и первый квартал нынешнего, тему знает, как говорится, изнутри. И его расчеты доказывают, что, если честно платить все налоги, новый ЕНВД достаточно либерален и в разы выгодней "традиционной" системы налогообложения.

Действительно, новая ставка вмененного дохода - 700 рублей с каждого метра полезной площади предприятия общественного питания в месяц - по сравнению с тем, что было в 2002 году (150 рублей с метра в квартал), кажется драконовской. Но дело в том, что с рассчитанной суммы вмененки предприниматель списывает все налоги, которые он уплатил с фонда оплаты труда своих работников - пенсионные, соцстрах и прочие. И это уменьшает размер платежа практически в два раза! Вот этот нюанс многие "защитники малого бизнеса" упускают из виду.

А чем же недоволен сам малый бизнес? В первую очередь тем, что ради снижения вмененки придется платить людям легальную, а не в конвертах зарплату. По мнению Ю. Иванова, в малом и среднем бизнесе доля "черного нала" особенно велика. Ввести там реальный контроль за доходами практически невозможно. При покупке на улице или в палатке гамбургера никто не требует чек, а налоговым инспекторам всех нарушителей чековой дисциплины не переловить. К тому же чеки не панацея, предприниматель может показать в бухгалтерских документах стоимость закупаемых им продуктов, равную всей выручке, так что он окажется еще и в убытке - какие уж тут налоги. Реально же все держится на "черном нале".

В общем, теневому сектору, который до сих пор платил в бюджет символические суммы, не нравится никакая налоговая система. Но традиционная бухгалтерия позволяет успешно скрывать доходы, а от ЕНВД не отвертишься. Именно поэтому, по мнению Ю. Иванова, "ресторанное лобби" и добивается возврата к традиционной бухгалтерии. И при этом депутаты и чиновники как бы не замечают очевидную нелогичность этой просьбы - ведь честная уплата налогов "по традиционке" практически в пять раз (расчеты у нас имеются. - Ред.) выше платежей по ЕНВД!

В комитете экономического развития отказ от вмененки в общепите объясняют так: глупо брать с ресторана на Невском проспекте те же рубли с метра, что и с уличной палатки. Отчасти это справедливо, но раскрученных ресторанов, которые налоговая инспекция в силах контролировать и потому они вынуждены платить какие-то правдоподобные суммы, несколько десятков, а всех заведений общепита - несколько тысяч. По мнению того же Иванова, который хорошо знает свою отрасль, она может и должна платить налогов в десять раз больше, чем сейчас. И единственный способ заставить ее это сделать - сохранить вмененку.

Почему предприниматель Юрий Иванов раскрывает тайны системы общественного питания и открыто говорит о том, что город недополучает от нее сотни миллионов рублей, понять несложно. В силу своей специфики, комбинаты школьного питания работают с безналичными деньгами, миллионы рублей отдают в бюджет и прибыль им приходится зарабатывать честным трудом. А хозяева многочисленных кафешек и ресторанчиков эти "налоговые" миллионы кладут себе в карман. При этом обманывают своих работников, пенсионный фонд и соцстрах, выдавая зарплату в конвертах. Честной конкуренцией это не назовешь...

По мнению Юрия Иванова, налог на вмененный доход не просто снижает (по сравнению с "традиционкой") налоговую нагрузку, но и делает выгодной честную работу: чем больше платишь людям - тем ниже твоя вмененка, чем больше заработал - тем больше тебе осталось. Да, о "коэффициенте 2", определяющем размер ставки, можно спорить, можно добиваться его снижения. Но отмена вмененки для малого и среднего бизнеса, по сути, означает разрешение оставаться в тени.

Бюджет без этих нескольких десятков или сотен миллионов рублей, может, и обойдется.

Но внакладе и все горожане. В отличие от Европы (в том числе Восточной) у нас посещение ресторана для обычной семьи непозволительная роскошь. Да и жалко человеку со средней зарплатой бросать большие деньги за вполне заурядные блюда и сервис. При существующей "безналоговой" системе общепиту не нужно бороться за клиентов, более того, массовый посетитель невыгоден - ведь придется увеличивать штаты поваров, закупать больше продуктов. Проще кормить немногих по ценам, как на Елисейских полях.

ЕНВД - единственная налоговая система, которая стимулирует предпринимателей больше зарабатывать и вести легальную бухгалтерию. Неудивительно, что теневой сектор требует себе возврата "традиционки" - с ее большими налогами, которые можно просто не платить.

Влад Мыслевецкий

Депутаты ЗС Петербурга поддержали Уставный суд города и направили средства на разработку генплана города и зональных градостроительных регламентов.  »
Юридические статьи »
Читайте также