Штрафной батальон Автоинспекторы пользуются неосведомленностью водителей и взимают деньги даже по незаконным поводам

Прошел год, как вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), на дорогах теперь иной порядок взаимоотношений водителя и автоинспектора, другой подход к взиманию штрафов. Однако большинство водителей по-прежнему точно не знают, за что и сколько им платить, а некоторые ловкие инспекторы, пользуясь этими "дырами" в законе, берут автолюбителей "на понт", взимая деньги даже за несуществующие прегрешения. Корреспондент "Известий" изучил наиболее популярные приемы гаишников.

Без страховки

Самая свежая "мулька" основана на вступившем в силу с 1 июля этого года законе об обязательном страховании автовладельцев. По закону каждый водитель должен иметь страховку, но ответственность за ее отсутствие наступает со следующего года. Однако поднаторевший на нестыковках в законодательстве гаишник запросто может уже сегодня остановить вас и огорошить требованием заплатить штраф, а то и пригрозить отправить машину на штрафстоянку. После внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) страховой полис уже стал таким же обязательным документом при поездках на автомобиле, как водительские права или техпаспорт, а значит, за отсутствие полиса к водителю можно применить статью 12.3 КоАП - предупреждение или штраф в 50 рублей.

Статья же 27.13 КоАП по тем же основаниям позволяет задержать транспортное средство (т.е. поставить его на штрафстоянку) "до устранения причины задержания", т.е. пока не застрахуешься. И хотя начальник отдела административной практики и дознания Главного управления ГИБДД России Владимир Кузин заверяет, что до штрафов в эти полгода дело не дойдет, "все инспекторы будут ограничиваться только предупреждениями", вряд ли кто-то может поручиться, что на необъятных просторах России не найдется инспектора с другим подходом к проблеме. Водители сообщают "Известиям", что некоторые гаишники уже применяют новую "пугалку" и сшибают с неосведомленных по 50 рублей.

Вторая двусмысленность, связанная с законом о страховании, состоит в том, что без страховки теперь нельзя проводить с автомобилем никакие действия: ставить и снимать его с учета, менять регистрационные данные, проходить техосмотр. По этому поводу МВД России издало специальный приказ (№ 59). Однако из принятого правительством постановления (№ 265) следует, что без страхового полиса нельзя лишь зарегистрировать автомобиль и изменить его учетные данные (например, в случае утери номеров или смены места жительства), а снять машину с учета - можно. Постановление правительства по "рангу" выше, чем приказ МВД, но любой автоинспектор, как известно, руководствуется распоряжениями своего ведомства.

Лишенцы прав

Однако главной и самой прибыльной статьей дохода у автоинспекторов остаются нарушения водителей, за которые полагается лишение прав, в частности, управление в пьяном виде и особенно выезд на полосу встречного движения. "Лишает прав только суд, но перспектива оказаться без главного документа делает водителей особенно сговорчивыми", - замечает знакомый автоинспектор Виталий.

Водитель БМВ-318 Сергей Уфимович рассказал "Известиям", как в Тверской области инспектор отобрал у него права за отказ заплатить 500 рублей штрафа - водитель пересек сплошную линию разметки и подъехал к кафе на противоположной стороне дороги. И хотя руководство ГИБДД уже разъясняло своим сотрудникам и общественности, что под выездом на встречную сторону подразумевается езда или обгон по встречной полосе, спорить с гаишником, когда он захотел "взять", бесполезно.

По наблюдениям "Известий", за "встречную полосу" инспекторы берут от 200 до 500 рублей. В действительности пересечение осевой для поворота налево или разворота (пусть с нарушением), или заезд за осевую левыми колесами при объезде препятствия или другого автомобиля караются штрафом от 1/2 до 2 МРОТ, то есть в 50-200 руб.

Что касается управления автомобилем в нетрезвом состоянии, проверка водителей проводится инспекторами чаще всего почему-то вдали от больниц, в воскресный день, когда отцы семейств со чадами и домочадцами едут на дачу, с дачи или в отпуск. "Отказ проследовать в больницу за несколько километров для установления истины будет стоить 20 МРОТ или лишения прав, - объясняет Виталий, - поэтому водители в таких ситуациях охотно расстаются с сотней-другой рублей".

Дежурные "блюда"

Среди дежурных "пугалок", которыми пользуются некоторые автоинспекторы для пополнения своего бюджета, - нарушение правил обгона, превышение скорости, проезд на красный сигнал. "Права забираем до уплаты штрафа", - типичная фраза в таких ситуациях. Хотя положено лишь выписать квитанцию на сумму от 100 до 300 руб. Причем за запрещающий сигнал (т.е. красный) нередко выдают желтый и даже мигающий зеленый. Должен был остановиться, говорят инспекторы неподкованным водителям, в вашем распоряжении было 15-20 метров.

- Коронная ловушка! Остановить машину на таком расстоянии нельзя, - объясняет Андрей Потапов, автотехнический эксперт. - При скорости 60 км/ч машина только за время реакции водителя преодолевает 17 метров, а еще должны сработать тормоза и нужно время для полной остановки. Поэтому правила движения разрешают проезжать в таких случаях и на желтый сигнал (п. 6.14). Надо грамотно защищаться и записывать свои объяснения в протокол.

Езда без техосмотра "стоит" по закону 50 руб. Однако водителей и тут пугают лишением номерных знаков.

- "Разночтение" возникает из-за того, что в главе 12-й КоАП (в ней прописаны наказания) рекомендовано одно, а в главе 27-й (о мерах по применению этих наказаний) - совсем другое, - говорит адвокат Михаил Мозгаль. - За непройденный техосмотр кодекс (ст. 27.13) действительно предусматривает снятие номеров. Но при этом правительство соответствующим постановлением должно было объяснить порядок проведения процедуры. Постановления нет, и начальник ГИБДД России распорядился временно номера не снимать. Но кто из водителей об этом знает?

Есть и другие уловки. Сославшись на распоряжения мэра или губернатора, инспектор может наказать за езду на грязной машине, на летней резине зимой или на шипованной летом. "Однако все штрафы для водителей устанавливает только 12-я глава КоАП. Попросите гаишника назвать статью, по которой он штрафует, и запишите ее в протокол", - советует адвокат Мозгаль.

А наиболее дошлые гаишники исчисляют штраф, исходя не из 100, а 600 рублей за 1 МРОТ. Потому что в России существуют два разных минимальных размера оплаты труда: собственно зарплаты (минимум 600 руб.) и тот, который служит для оплаты штрафов (100 руб.). "Купите томик кодекса за 20 рублей и держите его при себе, в нем прописаны все нарушения и размеры штрафов, все остальное - от лукавого", - предлагает адвокат.

По мнению гаишника Виталия, "прикорму" инспекторов на дороге способствует и менталитет наших водителей. "Они и раньше не бегали в сберкассу: попался, расплатился и забыл - им так удобнее и стоит вдвое меньше. А в суды еще находишься". Правда, теперь, когда на инспекторов объявлена охота, они стали "брать" осторожнее, только у одиночных водителей и все хорошенько взвесив. Но кампания скоро закончится, а звонить с жалобой по "горячей линии" и тем более записывать на видеокамеру у нас никто не будет, не тот менталитет, особенно, если знать, что привлечь могут и дающего. Многие водители считают, что 50-100 рублями штрафа в карман инспектора они с лихвой оплачивают возможность ездить как угодно.

Владимир Салмин

Юридические статьи »
Читайте также