Плата за льготный проезд К чему приводит излишняя "строгость" чиновников

Одна из проблем, с которыми в нынешнем году столкнулись питерские льготники, пользующиеся общественным транспортом, - необходимость постоянно носить с собой не только пенсионное удостоверение, но и паспорт.

В соответствии с распоряжением Комитета по транспорту эти документы необходимо предъявлять контролеру вместе с льготным проездным билетом, в противном случае пассажир считается "безбилетником" и, соответственно, штрафуется. Эта норма вызвала многочисленные протесты: многие пожилые люди просто-напросто опасаются носить с собой паспорта и пенсионные удостоверения, боясь их потерять или стать жертвой мошенников.

Однако попытки использовать для показа контролерам ксерокопии этих документов встречают жесткое сопротивление и заканчиваются штрафами. Но зачем вообще нужно носить с собой целый пакет документов вместо одного - льготного проездного?

В распоряжении Комитета по транспорту от 21 января 2005 года N 5-р "О порядке продажи, обращения, использования и контроля месячных единых (трамвай, троллейбус, автобус, метро) именных льготных билетов" действительно написано, что "при контроле оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования гражданин, являющийся получателем ежемесячных денежных выплат в соответствии с действующим законодательством, обязан иметь при себе и предъявлять проездной билет, паспорт и документ на приобретение проездного билета".

Там же написано, что "проездной билет считается недействительным, если данные о владельце билета не внесены или не соответствуют паспортным данным либо у его предъявителя название или номер документа на приобретение проездного билета не указан в проездном билете". Наконец, там написано, что "при отсутствии паспорта или документа на приобретение проездного билета, отсутствии записи данных о владельце, названия и номера документа на приобретение проездного билета к гражданину применяются штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством за безбилетный проезд".

Страх, затмевающий разум

Все эти строгости, как сообщил заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев, вызваны "необходимостью исключения случаев использования адресной льготы другими лицами, не имеющими права на приобретение проездного билета". Что до использования ксерокопий паспортов вместо паспорта, то это "действующим законодательством не допускается".

Логика этих рассуждений более чем странная: страх администрации перед "использованием адресной льготы другими лицами" затмевает разум. Льготные проездные полагаются всем питерским пенсионерам - и для того чтобы определить-, имеет ли предъявитель право на пользование этим билетом, достаточно визуально определить его возраст. Понятно, что если льготный проездной показывает молодой человек - надо попросить показать еще какие-то документы. Например, копию паспорта, где есть фотография.

В конце концов, речь идет не о снятии денег с банковского счета и не об оформлении завещания, когда надо опасаться искусных подделок и когда действительно необходимо предъявлять оригинал документа. В данном же случае оригинал паспорта совершенно ни к чему. Или в Смольном полагают, что город населяют толпы мошенников, которые будут специально изготавливать фальшивые копии паспортов или пенсионных удостоверений - только бы проехать в автобусе бесплатно? Да куда проще наладить изготовление цветных ксерокопий обычных, а не льготных проездных билетов, вместе с которыми не надо показывать никаких документов.

Что называется, "при современном уровне развития печатного дела на Западе - это такой пустяк, о котором даже смешно говорить", как заявлял бессмертный Остап Сулейман Берта-Мария Бендербей. Каждый, кто пользуется едиными карточками, знает, что кондуктор в автобусе или троллейбусе бросает на них взгляд и идет дальше - при этом сами карточки, как правило, "упакованы" в пластиковые футляры. Различить подделку (если бы кто-то захотел ее изготовить) при этом - архисложная задача, да ее никто из кондукторов или контролеров перед собой и не ставит. Этого, однако, Комитет по транспорту не опасается - весь заряд его бдительности направлен исключительно на стариков.

Бизнес на ветеранах?

И все же ситуация хоть немного, да изменилась. Как сообщает тот же Олег Матвеев, "в связи с обращениями граждан" 15 февраля 2006 года внесены изменения и дополнения в распоряжение Комитета по транспорту N 5-р. Начиная с 12 марта, по заявлению гражданина в качестве проездного билета может быть использована бесконтактная смарт-карта (БЭПК) с фотографией.

Граждане, имеющие право на приобретение льготного проездного билета (то есть занесенные в базы данных Комитета по труду и социальной защите населения как получатели ежемесячных денежных выплат), могут оформить эти карты в Петербургском метрополитене по адресам: Бронницкая ул., дом 3 (станция метро "Технологический институт") и ул. Одоевского, д. 29 (станция метро "Приморская"). При этом надо иметь с собой "старую" электронную карту, где не было фотографии - весь "ресурс поездок" с нее перенесут на новую карту с фотографией.

Правда, при этом "гражданин будет нести затраты на изготовление и выдачу БЭПК с фотографией" (сейчас - 135 рублей), зато в транспорте уже не надо показывать кондуктору или контролеру ничего, кроме такого проездного билета. И не надо носить ни паспорт, ни пенсионное удостоверение. А штрафовать будут только в том случае, если "имеется несоответствие фотографии на БЭПК личности предъявителя" или если нанесенные "электронным" путем данные о фамилии, имени и отчестве владельца не соответствуют этим же данным, которые владелец должен вписать от руки, получая бесконтактную карту. Срок действия пластиковой карты - не менее пяти лет.

Конечно, эта ситуация уже лучше прежней: вместо того чтобы постоянно носить с собой важные документы и бояться, что они потеряются или их украдут, надо один раз наведаться по одному из двух указанных адресов и приобрести смарт-карту. С другой стороны, почему этих адресов только два? Город у нас большой, а ветеранов - почти полтора миллиона. И на всех - только две "точки"? Непонятно также, почему старики должны платить по 135 рублей за смарт-карты, реальная стоимость которых явно меньше. Или метрополитен делает на этом свой маленький бизнес? Впрочем, не очень маленький, если учесть количество ветеранов...

И еще одна информация, касающаяся льготников. В том же распоряжении Комитета по транспорту говорится, что льготный проездной билет дает "право проезда на автобусных маршрутах, заказчиком по которым являются органы государственной исполнительной власти Ленинградской области ,и органы местного самоуправления Ленинградской области". Правда, за двумя исключениями: это не касается "обычных" пенсионеров, которые не имеют никаких льгот (но могут приобретать льготные проездные билеты по цене, равной величине полагающейся им ежемесячной денежной выплаты) и почетных доноров. Все остальные льготники - как федеральные, так и региональные, - могут ездить в областных автобусах по своим карточкам.

"Игра" окончена?  »
Юридические статьи »
Читайте также