ГореэлектроТРАНС оказался вчерашним днем?

В конце февраля наша газета опубликовала материал журналиста Алексея Романова "ГореэлектроТРАНС" о злоупотреблениях, которые вскрыла в транспортном комплексе Петербурга "Группа экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс". В связи с очередным повышением проезда в общественном транспорте "Версия в Питере" задалась вопросом: насколько обоснован тариф в 12 рублей ? Свои сомнения мы выразили, опубликовав сведения из документа со скромным названием "Справка о хищении бюджетных средств в ГУП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Горэлектротранс". Как было указано в материале, "Группа экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс" просуществовала чуть больше года - в 2003-2004 годах. А в это время прошли выборы, после чего и без этой "Группы" все должно было пойти по-новому, хорошо. И все же последний вопрос: как вы думаете, какое основание было заложено в приказ о расформировании "Группы"? Экономия бюджетных средств! Кстати, об этих махинациях, о чем мы тоже написали, было доложено председателю комитета по транспорту Александру Дацюку и даже вице-губернатору Олегу Виролайнену.

Прошел месяц, и в редакцию поступило письмо от имени совета директоров СПб ГУП "Горэлектротранс". Предваряя его, директор Александр Александров, в частности, написал: "Говоря о многочисленных нарушениях, автор не уточняет период этих злоупотреблений. По умолчанию читатель может воспринимать эту информацию, как относящуюся к работе нынешнего руководства предприятия, что не соответствует действительности". Поэтому СПб ГУП "Горэлектротранс" решил воспользоваться своим правом на ответ, которое предоставляется действующим законодательством.

Мы благодарны уважаемому Александру Николаевичу за внимание к нашей публикации. Более того, в предоставленном тексте ответа нашли подтверждение многие факты, преданные огласке "Группой экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс". Жаль, что совет директоров предприятия никак не обосновал перед читателями "Версии в Питере" необходимость и правильность февральского повышения проезда в общественном транспорте.

Что касается периода перечисленных злоупотреблений, еще раз обращаем внимание - в основу статьи "ГореэлектроТРАНС" лег документ "Группы", расформированной в 2004 году. Вероятно, транспортники упустили это из виду. Или слишком долго не заглядывали в календарь.

И поскольку информация из первых рук представляет особую ценность, предлагаем петербуржцам познакомиться с текстом совета директоров СПб ГУП "Горэлектротранс". Публикуется с незначительной редакторской правкой. Проблемы городского электрического транспорта видят не только чиновники и журналисты, прежде всего недостатки в работе отрасли ощущают на себе горожане. Пристальное внимание к этой проблематике авторов "Версии в Питере" вызывает уважение: факты хищений и злоупотреблений наконец-то преданы огласке. Недоумение вызывает время публикации. Жаль, что этого не произошло "по горячим следам", когда нарушения совершались. Речь в материале "ГореэлектроТРАНС" идет о событиях трехлетней давности.

Многое из изложенного действительно имело место, но в 2002-2003 годах. В то время гражданское мужество журналиста, возможно, способствовало бы одному из крупнейших транспортных предприятий Петербурга работать более устойчиво. Увы, обличительные слова опоздали. Разорения в конце 2003 года не допустило новое городское правительство, только начавшее тогда работу: виновные в злоупотреблениях руководители были уволены. Уже два с половиной года новое руководство ГУП "Горэлектротранс" пытается преодолеть последствия неграмотных, а нередко и незаконных действий этих "специалистов", выводит крупнейшее транспортное предприятие Петербурга из кризиса.

Публикация в "Версии в Питере" не только помогает отчасти понять причины нынешнего бедственного положения, но и в чем-то оценить уже сделанное.

Карточки раздора

Каждый из нас, покупая проездной, пытается вычислить, выгодна ли карточка. Среднее количество поездок в месяц, стоимость одной поездки, произведение двух параметров - искомая величина. Для специалистов важны два фактора: цена картонного прямоугольника, его защита от подделок, как и у денег. С 2001 по 2005 год трамвайные и троллейбусные карточки печатались по заказу "Горэлектротранса". Оптимальный вариант по соотношению цена - качество был найден в Москве, в типографии "Горстройэлектротранс". Стоимость изготовления проездного была всего 50 копеек при четырех степенях защиты: не только традиционные типографская сетка, тиснение фольгой и гравировка на фольге, но даже метка краской "термопласт" - меняла цвет при нажатии пальцем. Однако впоследствии появился приказ Минтранса о лицензировании типографий, печатающих проездные. Заказ был передан лицензированному предприятию, но карточка у него была дороже - печать обходилась в 70 копеек при аналогичной защите. Были попытки заказать карточки вдругих типографиях, но тираж обходился гораздо дороже. Самые дорогие проездные были напечатаны по настоянию группы экономической безопасности ГУП в декабре 2003 года, месячные билеты обошлись почти в три рубля, в четыре с лишним раза дороже, чем прежде. Учитывая объем тиражей, два "дополнительных" рубля с каждой карточки превращаются в миллионы рублей.

Впрочем, при заказе тиража в каждой из типографий выявлялись случаи реализации фальшивых проездных как непосредственно отдельными работниками СПб ГУП "Горэлектротранс", так и факты приобретения таких билетов у сторонних лиц возле станций метрополитена. При этом основная доля фальшивых билетов приходилась на билеты на три вида транспорта. По всем случаям выявления реализации фальшивых билетов длительного пользования работниками СПб ГУП "Горэлектротранс" проводилось служебное расследование. Документы затем передавались в ОВД. По всем материалам из органов внутренних дел был получен отказ в возбуждении уголовного дела. Умозаключения о возможных доходах от продажи "левой" продукции, которые якобы получали отдельные граждане, не являются доводами для правоохранительных органов. То есть с большой долей вероятности можно предположить, что факты, достойные внимания следствия, отсутствовали 3 года назад. По поводу же преступной организации в недрах ГУП "Горэлектротранс" хочется еще раз отметить, что речь о событиях 2002-2003 года. Без указания на это обстоятельство содержащиеся в тексте статьи высказывания являются как минимум некорректными.

С 2005 года вся билетная продукция заказывается предприятием ГУП "Организатор перевозок".

А был ли троллейбус?

Был. Австрийский сочлененный троллейбус работал на улицах города. Правда, очень недолго. Но сразу оговоримся, дело опять относится к концу 2002 - началу 2003 года. Действительно, по непонятным причинам за него была заплачена вдвое большая сумма - 2 миллиона 920 тысяч рублей вместо полутора миллионов. Опять же жаль, что эта информация всплыла только сейчас. В соответствии с актом от 11.09.03 г. "Горэлектротранс" вернул троллейбус в Вологду, где машина и приобреталась. В счет уплаченных за него денег от Вологодской холдинговой компании (один из российских производителей троллейбусов) были получены различные запчасти на общую сумму 2 миллиона 920 тысяч рублей. Правда, произошло это через год после возвращения троллейбуса, когда в предприятии уже пытались навести порядок. 28.12.04 г. по ТТН N471 и N4077 на склад СПб ГУП "Горэлектротранс" были переданы запасные части (печи салона, компрессоры и т.д.) на общую сумму 1 898 000 руб. Все эти комплектующие были установлены на подвижной состав.Так что фраза "до сих пор находятся опечатанными в троллейбусном депо" (по прошествии двух с лишним лет? Слишком большая роскошь!) не соответствует действительности. Кроме того, имеется акт выполнения работ от 28.12.04 г. по капитальному ремонту задних мостов, тяговых двигателей, гидроусилителей, гидронасосов на сумму 1 022 000 руб. Итого для СПб ГУП "Горэлектротранс" поставлено запасных частей и оказано услуг на сумму 2 920 000 руб. Таким образом, финансовый ущерб был полностью возмещен.

Вообще же основным и самым известным поставщиком троллейбусов на протяжении десятилетий был и остается завод имени Урицкого, ныне ОАО "Тролза". Именно это предприятие обозвали в публикации "одним троллейбусным заводиком". На приобретение у него троллейбусов было выделено 80 миллионов рублей. Произошло это в самом конце 2002 года, в бюджете остались невостребованные средства. Цена одной машины составила 3 636 000 руб.: сочлененная машина не может стоить так же, как троллейбус "соло", то есть 2 миллиона 640 тысяч рублей. Семь машин в декабре 2002 года были приняты на заводе, а вот привезти их в Петербург смогли лишь в начале 2003 года: железная дорога отказалась в конце года предоставить платформы для перевозки подвижного состава. В настоящее время все эти машины эксплуатируются в троллейбусном парке N3 с инвентарными NN 3126, 3127, 3128, 3129, 3130, 3131, 3132.

Не эмаль красит троллейбус?

Европейский лоск для городских трамваев и троллейбусов - даже не мечта для транспортников. Но как этого добиться? Существует ГОСТ на окраску подвижного состава, где оговаривается тип краски: эмаль ПФ-115. В 2002 году объем закупок составил 38,6 тонны. По существующему положению предприятие на бюджетные деньги обязано покупать краску, соответствующую требованиям и по минимальной цене. Таковой была признана эмаль Торгового дома "Краски России" (проводились испытания на базе одного из трамвайных парков). Учитывая невозможность ГУП ГЭТ произвести 100% предоплату, было принято предложение ТД "Краски России" осуществлять поставку через их фирму ООО "Санлайн" с частичной последующей оплатой каждой поставленной партии эмалей. Никаких претензий на качество поставленных эмалей от подразделений ГУП ГЭТ в адрес отдела снабжения не поступало. Документов о проведении каких-либо экспертиз в "Горэлектротрансе" не было ни три года назад, ни сейчас.

Финские дорогие эмали могли бы сделать городской транспорт более опрятным и дольше сохраняли бы "товарный вид". Это весьма небесспорное утверждение. Отечественные краски ПФ-115 полностью отвечают стандартам качества ISO 9000. Основная проблема с лакокрасочным покрытием подвижного состава - трудности с соблюдением технологии окраски в парковских условиях, прежде всего для этого необходимы специальные покрасочные камеры. К тому же за пять лет троллейбус на дороге (иногда сразу помногу, иногда по чуть-чуть) в различных мелких ДТП обдерут полностью, в условиях парка подобрать краску в тон чрезвычайно сложно. Поэтому в существующей ситуации покраска раз в пять лет приведет лишь к ухудшению внешнего вида.

Кстати говоря, краски ПФ-115 являются алкидными эмалями, а не масляной краской, как утверждает статья.

Трамвайный откат

Группа экономической безопасности проделала титаническую работу. Отпилить по метру от рельса - это даже тяжелее, чем распилить гирю ("Пилите, Шура, пилите", - в "Золотом теленке" как раз об этом). Вот только действие такое несколько лишено смысла. Рельс может не только изнашиваться по поверхности катания колеса. Измеряется этот износ по специальным шаблонам и не в процентах (как предлагается замерять в статье), а в миллиметрах. А измеряется шаблоном верхняя часть - так называемая головка рельса, непосредственно по которой катится трамвайное колесо. Не меньшую, а то и большую проблему составляет продольная деформация рельса. Именно отсюда излишняя вибрация трамвая, грохот и шум. Спросите у пассажиров и жителей окрестных домов, нужно ли в такой ситуации ждать, пока масса рельса уменьшится почти наполовину (кстати, в этом случае трамвайным колесам просто не по чему будет катиться - головки рельса уже не будет совсем). Обстоятельства сдачи таких рельсов в металлолом в 2002-2003 годах заинтересовали и новое руководство. Однако фактов для серьезного разбирательства опять-таки нет, несмотря на то что группа экономической безопасности работала на средства "Горэлектротранса", и ее специалисты, к слову, входили в состав рабочих комиссий - органов, которые контролировали использование вторсырья.

Гораздо большие суммы "ушли" все в том же 2003-м на оплату строительных работ. Перечисленная в качестве авансовых платежей сумма 7 512 082 руб. 87 коп. не была подтверждена выполнением работ. Это выяснилось в ходе проверок по инициативе нового руководства ГУП. Хроника переписки: 26.05.04 СПб ГУП "Горэлектротранс" направило в Прокуратуру Санкт-Петербурга обращение от N1.26-235 по факту необоснованного перечисления бывшим руководством нашего предприятия в августе-ноябре 2003 года значительных сумм авансовых платежей по договорам подрядов, заключенным СПб ГУП "Горэлектротранс" с ООО "Скат" и ООО "СтройБалтИнвест", которые впоследствии не подтверждены выполненными работами. 19.08.04 УВД Центрального района вынесло Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении бывшего генерального директора СПб ГУП "Горэлектротранс" Полушина В.М. и его заместителя Большухина В.О. за отсутствием в их действиях признаков состава преступления. Последовало второе, а потом и третье обращениеГУП в правоохранительные органы с новыми аргументами. Ответа до сих пор нет. Причем хищения проводились в то самое время, когда на транспортном предприятии во всю трудилась та самая группа экономической безопасности.

Еще острый вопрос - продажа дачи детского сада ГУП "Горэлектротранс" в поселке Комарово. С большим трудом предприятие вернуло эту территорию в ходе судебного разбирательства. Опять же противозаконная операция по продаже объекта была провернута в присутствии группы экономической безопасности, которая сегодня пытается под видом сенсационных расследований устроить вброс компромата трехлетней свежести.

Компромат не первой свежести

Вызывает недоумение факт, что все обвинения в адрес руководителей ГУП "Горэлектротранс" звучат в настоящем времени, хотя относятся к 2002-2003 гг. Это не просто нарушение грамматики, это уже нарушение закона: распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство нынешней команды управленцев-транспортников.

Впрочем, главное даже не это. Еще раз повторимся: огласка столь серьезных нарушений, безусловно, дело благое. Если бы еще не тремя годами позже... Больше всего руководство отрасли волнует вопрос, почему, располагая столь обширным материалом, группа экономический безопасности не препятствовала нарушениям закона и хищениям, что входило в ее непосредственные обязанности.

Совет директоров СПб ГУП "Горэлектротранс"

Ядерные посиделки для настоящих друзей В чьих интересах проходит активный обмен мнениями накануне саммита g8 в Санкт-Петербурге?  »
Юридические статьи »
Читайте также