Орловский тоннель пробьют из Шанхая?

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров во время визита в город-побратим Шанхай пригласил строительные компании Китая принять участие в конкурсе по выбору генподрядчика Орловского автомобильного тоннеля под Невой.

В конкурсе на строительство автодороги под Невой примет участие китайский инвестор

МЭРТ дает добро

Не факт, что именно китайцы выиграют тендер, который от лица города проводит ГУ "Дирекция транспортного строительства", но заявление господина Вахмистрова вряд ли порадует отечественных претендентов.

29 марта 2006 года в своем ежегодном послании депутатам ЗС Валентина Матвиенко назвала строительство Орловского тоннеля одним из трех важнейших городских проектов ближайших лет и обмолвилась: "Есть шанс профинансировать тоннель и Западный скоростной диаметр не из городского бюджета, а из федерального инвестиционного фонда".

К моменту выступления в городском парламенте госпожа Матвиенко провела переговоры с руководителем Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России Германом Грефом и заручилась его поддержкой. Именно Греф является главным распорядителем федерального инвестиционного фонда стратегических проектов, бюджет которого в 2006 году составляет 69 миллиардов рублей.

У проекта Орловского тоннеля - трудная техническая и финансовая история. Проект подводной дороги между Орловской улицей (это неподалеку от Смольного) и Пискаревским проспектом обсуждался еще в 1964 году, но 40 лет оставался невостребованным. В апреле 2005 года губернатор дала поручение активизировать работы по этому адресу, так как у объекта появился инвестор.

Столичный концерн АФК "Система" через свою "дочку" - проектно-строительное объединение "Система-ГАЛС" - решил "зарыть" под Невой 10 миллиардов рублей.

Смольный эту идею одобрил по трем причинам. Во-первых, шестиполосный тоннель длиной 1600 метров и пропускной способностью в 60 тысяч машин в сутки разгрузит Литейный и Троицкий мосты, а также запруженный Пискаревский проспект. Во-вторых, подводная дорога позволит автомобилистам в сезон разводки мостов круглосуточно "курсировать" под Невой. В-третьих, и это самое привлекательное, инвестор согласился вкладывать в проект собственные деньги (первоначальная смета объекта - 9,7-11,2 миллиарда рублей), а затраты городского бюджета должны были ограничиться покупкой проходческого щита и текущей эксплуатацией тоннеля.

Однако в процессе обоснования инвестиций и выбора конфигурации трассы у города и "Системы-ГАЛС" возникли инвестиционные и технические сложности. Город пока не определился, какой вариант прокладки трассы выбрать - глубокую проходку или тоннель мелкого заложения. Платный Орловский тоннель (предполагаемая такса - 15-20 рублей с машины) должен вступить в строй в конце 2008 года, и эти сроки пока никто не отменял.

Специалисты, однако, отмечают, что график не выдерживается. Инженерный проект должен был появиться к январю 2006 года, а генеральный подрядчик стройки - в апреле. Александр Вахмистров подтвердил в Шанхае, что генеральный подрядчик стройки будет выбран не ранее августа-сентября текущего года.

Смету удвоили за один год

Но спешка в реализации столь масштабного проекта и не нужна: строительные штурмы ни к чему хорошему не приводят. Главное - Смольному удалось договориться с федеральным бюджетом о долевом финансировании объекта.

Две недели назад Герман Греф заявил: "Если Валентина Матвиенко со своей командой активно поработает, проект первого платного тоннеля под Невой рассмотрит правительственная комиссия по распределению средств инвестиционного фонда. Заявки от субъектов Федерации будут приниматься с 20 марта по 20 мая 2006 года".

Губернатор, видимо, поработала, так как Александр Вахмистров сообщил в Шанхае, что "соглашение между администрацией Петербурга и МЭРТ о выделении средств из инвестиционного фонда на Орловский тоннель будет подписано 14-15 июня 2006 года в ходе Петербургского экономического форума". Более того, вице-губернатор по строительству даже озвучил схему финансирования проекта: федеральный инвестиционный фонд - 50 процентов, город - 25 процентов, инвестор ("Система-ГАЛС") - 25 процентов.

Такой финансовый расклад кардинально отличается от расклада 2005 года, когда инвестор оплачивал 75 процентов, а городской бюджет - остальные 25. Резкое снижение финансового веса "Системы" в Орловском проекте говорит либо об утрате интереса к нему со стороны москвичей, либо о нежелании Смольного быть "вассалом" проекта, возведенного на собственной территории.

Как всегда, на масштабной стройке много желающих погреть руки. Господин Вахмистров сообщил в Шанхае: "На стадии ТЭО стоимость проекта достигла 23 миллиардов рублей, но мы надеемся, что она будет снижена".

Напомним, что еще год назад смета Орловского тоннеля оценивалась в 10-11 миллиардов рублей. Может быть, лампочки там теперь будут из хрусталя, покрытие - из гранита, а облицовка свода - из каррарского мрамора?

Александр Вахмистров сообщил в Шанхае, что "соглашение между администрацией Петербурга и МЭРТ о выделении средств из инвестиционного фонда на Орловский тоннель будет подписано 14-15 июня 2006 года в ходе Петербургского экономического форума". Более того, вице-губернатор по строительству даже озвучил схему финансирования проекта: федеральный инвестиционный фонд - 50 процентов, город - 25 процентов, инвестор ("Система-ГАЛС") - 25 процентов.

Сергей Тачаев

В Петербурге появятся "жилые" мосты Они станут новыми торговыми зонами для туристов  »
Юридические статьи »
Читайте также