Ренессанс петербургской реставрации?

Городское правительство отметило Международный день охраны памятников и исторических мест (18 апреля) заслушиванием отчета руководителя КГИОПа Веры Дементьевой. Кроме того, были утверждены основные предварительные показатели прогноза социально-экономического развития города (в том числе утроение валового регионального продукта) и перспективный финансовый план Санкт-Петербурга на 2007-2009 годы , намечены меры по организации летнего отдыха детей и принята концепция развития мостов, набережных и тоннелей города .

Правительство Петербурга в Международный день охраны памятников и исторических мест, который проводится по решению ЮНЕСКО, посвятило чуть ли не половину своего заседания рассмотрению проблем охраны памятников. Председатель КГИОПа Вера Дементьева произнесла, по словам губернатора, целую "поэму о великом наследии Петербурга". В Петербурге под охраной находится 7782 памятника истории и культуры. Из них 1317 еще недавно были в разрушенном состоянии, но 226 "уже выведено" из него. В минувшем году на их содержание и реконструкцию из бюджета и внебюджетных источников выделено 2 млрд 310 млн рублей, что примерно в шесть раз больше, чем в 2004-м. По словам Веры Дементьевой, в городе сегодня ведутся масштабные реставрационные работы, большое внимание уделяется технологии и качеству реставрации. И все это благодаря вниманию губернатора и правительства. Сейчас реставрируются Александро-Невская лавра, Смольный собор, создан Фонд поддержки и развития ГМЗ "Ораниенбаум"... Особенно г-жа Дементьева похвалила программу "Фасады Петербурга" , которая резко повышает рыночную стоимость здания и является (что неожиданно!) "стимулом к развитию ТСЖ и ипотеки" в Северной столице.

Главная проблема реставраторов сегодня - это разделение памятников на федеральные и региональные: из Москвы трудно отслеживать состояние объектов, и именно памятники федерального значения чаще всего оказываются в удручающем виде, например, Адмиралтейство. А Петербургу законом запрещено вмешиваться. Практика показала, что реставрация, проводимая строительными организациями, оказывается и дороже, и некачественнее, потому что используются современные материалы, которые не дают строениям "дышать". Например, многие памятники, отреставрированные к 300-летию города, уже требуют помощи. Вера Анатольевна посетовала на скудость бюджета вверенного ей комитета и предложила перечислять 1% от учреждений и фирм, которые для получения прибыли эксплуатируют памятники в том или ином виде. Идея повисла в воздухе... Не преминула главная хранительница культурного наследия Петербурга напомнить, что эксперты ЮНЕСКО, побывавшие в феврале в городе на Неве, очень высоко оценили степень сохранности питерских памятников и охранное зонирование. Поэтому в начале следующего года в Северной столице состоится международная конференция по сохранению городских исторических ландшафтов. В скором времени появится и "Декларация о реставрации в Петербурге", которая должна вернуть питерской реставрационной школе былую славу и авторитет.

Представители реставрационных организаций на заседании правительства тоже говорили о губительных последствиях деления памятников культуры на федеральные и региональные, о проблемах послереставрационной эксплуатации зданий (пользователей надо обучать специфике пребывания в исторических стенах), о необходимости создания в Петербурге национального центра реставрации.

Губернатор поддержала инициативу о возрождении знаменитой петербургской школы реставрации. А вот к Виталию Калинину, представителю федеральной "Росохранкультуры", губернатор обратилась с довольно гневной речью: "Если вам даны полномочия по охране памятников - реализуйте их, но не мешайте работать! Почему вы вмешиваетесь в программу "Фасады Петербурга"? Это же городская программа!" И пообещала в ближайшее время добиться передачи федеральных памятников в ведение Петербурга...

Смольный утвердил перспективный финансовый план города на 2007-2009 гг. По словам председателя Комитета финансов Александра Никонова, социально-экономическое развитие города идет опережающими темпами. По итогам минувшего года Петербург уже достиг показателей, которые в 2003-м планировались на 2008 год. За два последних года валовый региональный продукт (ВРП) и доходная часть бюджета увеличились в два раза. Доходы будут увеличиваться примерно на 30 миллиардов рублей в год, в основном за счет инвестиций и привлечения новых крупных налогоплательщиков. При таких темпах роста ВРП уже к 2008 году городской бюджет будет утроен, а в 2009-м станет бездефицитным. Доходы на душу населения в Санкт-Петербурге уже превышают средние показатели по стране, а в 2009 году они достигнут уровня стран, недавно вступивших в Европейский Союз. Так что живем уже как в Европе, правда, в Восточной...

Город потратит около 32,4 млрд рублей на реализацию принятой во вторник Концепции о дорожных сооружениях Петербурга на 2006-2015 годы. Ежегодно будет реконструировано 12-15 мостовых сооружений и 2-2,5 км набережных. Среди крупных проектов - Орловский тоннель под Невой, мост около острова Серный из Василеостровского района на Петроградскую сторону, а также мост с Васильевского острова в Адмиралтейский район. В Петербурге 40% всех мостов требуют ремонта, и этот показатель в два раза выше, чем в среднем по России. Все 10 деревянных мостов Северной столицы тоже будут заменены, планируется также реконструировать ряд разводных мостов города, сделав их неразводными, в частности Ушаковскнй. Большой Крестовский, Первый и Второй Елагины мосты. В планах города также - Аничков и Зеленый мосты на Невском проспекте, которыми не занимались со дня постройки. Кроме того, концепция предполагает завершение строительства основных питерских путепроводов: Кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля (к августу этого года будет окончено проектирование тоннеля). Вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен сообщил, что на рассмотрение городского правительства будет внесен документ о развитии улиц с непрерывным дорожным движением за счет строительства пешеходных тоннелей. В частности, 14 тоннелей будет построено на Московском проспекте.

Людмила Тимофеева

Транспортная реформа: да здравствует частник!  »
Юридические статьи »
Читайте также