Реклама азартных игр и игорных заведений в России ставится под контроль

В конце января 2006 года вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации о рекламе , которые, расширив сферу применения Федерального закона "О рекламе" , установили специальные требования к рекламе деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламе игорных заведений (далее - реклама азартных игр). Поскольку такие нормы только появились в законодательстве Российской Федерации о рекламе, практика их применения в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, содержание нововведений можно оценить путем анализа

имеющейся практики применения законодательства о рекламе в отношении рекламы иных товаров, а также путем комплексного анализа отдельных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления игорной деятельности.

Требования к рекламе азартных игр содержатся в статье 16.1 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон). В самом Законе не содержится понятия азартных игр, и для отнесения того или иного вида деятельности к объекту регулирования Закона необходимо осуществить оценку положений, содержащихся в других нормативных правовых актах, касающихся регулирования организации и проведения азартных игр, пари, а также игорных заведений.

Одновременно стоит отметить, что не является рекламой непосредственно само проведение азартной игры (пари) или её трансляция по телевидению или радио. Следовательно, такие мероприятия не подпадают под действие Федерального закона "О рекламе", поскольку данный закон регулирует только отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы.

В соответствии со статьёй 364 Налогового кодекса Российской Федерации под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Пари - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Очевидно, что к азартным относятся такие игры, организованные в игорных заведениях, как например, игры в рулетку, карточные игры, игровые автоматы, а также тотализаторы, пари, заключаемые в букмекерских контрах. Кроме того, по смыслу лотереи она также является игрой, основанной на риске, поскольку выигрыш в лотерею зависит не столько от усилий, способностей самого игрока, сколько от случая.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О лотереях" лотерея является игрой, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Подтверждение позиции о том, что лотерея относится к азартным играм, можно найти в нормах отдельных нормативных актов. Так, в соответствии с группой 92.71 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утверждённого Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" , организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов, является одной из разновидностей деятельности по организации азартных игр.

Кроме того, положения статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации , пункта 3 статьи 68 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" , пункта 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и некоторых других нормативных актов выделяют лотереи как разновидность основанных на риске игр, азартных игр.

Таким образом, лотерея в соответствии с законодательством Российской Федерации является азартной игрой, и на рекламу деятельности по организации и проведению лотерей распространяются требования статьи 16.1 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона из сферы действия Закона выведена реклама стимулирующих лотерей и государственных лотерей.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О лотереях" под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи. Государственная лотерея - это лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для рекламы этих видов лотерей Закон не содержит специальных требований, при размещении такой рекламы необходимо учитывать только общие требования, предъявляемые к рекламе.

Между тем, на иные виды лотерей (негосударственные лотереи) требования статьи 16.1 Закона распространяются в полной мере.

Кроме того, положения данной статьи Закона устанавливают равные требования как к рекламе азартных игр, пари, так и к рекламе игорных заведений.

По смыслу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации к игорным заведениям относятся предприятия, в которых проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае размещения рекламы многопрофильной организации, которая осуществляет игорную деятельность, а также и иные виды деятельности (концертную, ресторанную и другие), реклама такой организации подлежит дополнительной оценке. Если из рекламы чётко следует, что речь идёт об осуществлении организацией иных видов деятельности, отличных от организации азартных игр, то на такую рекламу не распространяются нормы статьи 16.1 Закона. В противном случае реклама такой организации должна соответствовать требованиям указанной статьи. Кроме того, если в рекламе многопрофильной организации присутствует её название, содержащее указание на осуществление данной организацией деятельности в сфере игорного бизнеса ("казино", "игорный дом" и другие), то на эту рекламу распространяются нормы статьи 16.1 Закона в полном объёме.

Стоит отметить, что требования к рекламе азартных игр, содержащиеся в статье 16.1 Закона, можно разделить на две группы - ограничения по месту, времени, средству распространения рекламы (пункт 1 данной статьи) и ограничения по содержанию рекламы (пункт 2 данной статьи).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр допускается только в радио- и телепрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Таким образом, Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы азартных игр в течение двух периодов времени, первый, из которых начинается в 00.00 часов и заканчивается в 07.00 часов, второй - начинается в 22.00 часа и заканчивается в 00.00 часов. Распространение такой рекламы в другое время не допускается. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр допускается только в зданиях, строениях и сооружениях, в которых проводятся азартные игры и (или) пари, за исключением вокзальных помещений, помещений аэровокзалов, станций метрополитена, где распространение и размещение такой рекламы не допускаются.

Данная норма позволяет распространять рекламу азартных игр исключительно внутри помещений зданий, строений, сооружений, в которых осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари, таких как: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Размещение рекламы азартных игр снаружи указанных зданий будет противоречить требованиям статьи 16.1 Закона.

Кроме того, указанная норма исключает из перечня допустимых мест распространения рекламы азартных игр помещения внутри вокзалов, аэровокзалов, станций метрополитена, даже в случае, если там проводятся азартные игры и (или) пари.

Немаловажное значение имеет отделение рекламы от вывески игорного заведения. В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Так, сведения, размещённые на вывесках в месте нахождения организации (месте осуществления деятельности) и содержащие указание на наименование, адрес места нахождения организации, вид оказываемых услуг (профиль деятельности) либо реализуемых товаров, не подпадают под законодательное определение рекламы. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

В то же время, информация о наименовании юридического лица и виде оказываемых услуг, размещённая вне места нахождения организации, может быть признана рекламой, поскольку такая информация не призвана выполнять роль указания места нахождения организации. В таком случае её размещение должно соответствовать нормам Закона.

Абзац четвёртый пункта 1 статьи 16.1 Закона допускает распространение рекламы азартных игр только в периодических печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари.

Как следует из содержания самой нормы, данное положение распространяется только на печатные средства массовой информации и не затрагивает электронные средства массовой информации, в том числе Интернет. Рекламный характер издания подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации, содержащим соответствующее указание на специализацию издания. Оценка специализации средства массовой информации как предназначенного для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари, осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.

Изложенные положения закреплены в пункте 1 статьи 16.1 Закона и, как отмечалось, содержат требования к времени, месту и средству распространения рекламы азартных игр. Требования к содержанию рекламы азартных игр размещены в пункте 2 данной статьи.

В указанном пункте содержатся две нормы, в которых запрещается в рекламе создавать определённое впечатление о значении игры, пари для потенциальных игроков.

Так, абзац второй пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем.

В то же время согласно абзацу четвёртому пункта 2 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока.

Данные требования распространяются на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в азартных играх, пари порождает успех или улучшает имущественное состояние, или что условия азартной игры, пари таковы, что каждый участник игры, пари получит выигрыш, либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем, или пари принесёт гарантированный выигрыш, либо выигрыш с высокой степенью вероятности).

Кроме указанных требований реклама азартных игр в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 16.1 Закона не должна дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари.

Исходя из содержания данного требования, в рекламе азартных игр не допускается подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в азартных играх, пари, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх.

Абзац пятый пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены.

При наличии особых условий или ограничений участия в азартных играх, пари эти условия и ограничения в обязательном порядке должны быть указаны в рекламе. Кроме того, в рекламе азартных игр должна содержаться информация об условиях выплаты выигрыша победителю, если такие условия определены правилами проведения игры, пари.

Согласно абзацу шестому пункта 2 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.

Данный абзац, по сути, содержит три самостоятельных вида требований, предъявляемых к рекламе азартных игр.

К первому виду требований относится запрет рекламы азартных игр, обращённой непосредственно к несовершеннолетним. Этот запрет, установленный в данной норме, предусматривает, что реклама азартных игр не должна быть направленной на восприятие её несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в азартных играх.

Вторым видом требований, закреплённым в рассматриваемом абзаце, является запрет на любое использование (визуальное, звуковое, текстуальное) образов людей и животных в рекламе азартных игр.

При этом под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление.

Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая неизвестных или вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Кроме того, образ человека и животного может быть сформирован через наделение объектов природы (предметов) человеческими способностями, способностями животных (их одушевление, оживление).

В звуковом и текстовом ряде рекламы не должны приводиться сведения о людях и животных.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что требования о недопустимости использования в рекламе азартных игр образов людей и животных не распространяются на сообщение названия игорного заведения или игры в рекламе, в том числе, если такое название одновременно является обозначением человека или животного.

К третьему же виду требований, установленных в абзаце шестом пункта 2 статьи 16.1 Закона, относится запрет на распространение рекламы азартных игр в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.

При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого, являются детские передачи (публикации).

Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена.

Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении.

При соблюдении субъектами рекламной деятельности общих требований к рекламе, а также указанных специальных требований к рекламе азартных игр, такая реклама не будет нарушать законодательство Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, невыполнение указанных положений Закона в отношении рекламы азартных игр и игорных заведений влечёт административную ответственность юридических лиц в размере от 400 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - 40-200 МРОТ, физических лиц - 20-25 МРОТ.

Эффективность применения норм статьи 16.1 Закона покажет только будущая практика оценки антимонопольными органами рекламных материалов, когда установятся единые и понятные всем правила игры на данном рынке, так как это произошло с рекламой пива и напитков на его основе. Особые требования к рекламе пива, закреплённые в пункте 11 статьи 16 Закона, также появились в Законе сравнительно недавно, и в некоторых положениях перекликаются с требованиями к рекламе азартных игр. В настоящее время, после некоторого периода работы, наработана достаточно большая практика создания и размещения рекламы пива, соответствующей требованиям Закона. Очевидно, что по истечении некоторого периода времени подобная практика появится в отношении порядка размещения и содержания рекламы азартных игр, пари и игорных заведений.

Татьяна НИКИТИНА, заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России

Юридические статьи »
Читайте также