Нельзя решить сразу все проблемы

Петербург прихорашивается после зимы, готовится к майским праздникам и летнему саммиту. Чего в этом больше: показухи или реального решения наболевших проблем? На вопросы о благоустройстве, транспортной реформе и состоянии ЖКХ отвечает вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен, курирующий в правительстве городское хозяйство.

Недовольные есть всегда

— Второй раз городская администрация пытается провести транспортную реформу , и она опять сопровождается скандалами. Можно ли было избежать конфликта с перевозчиками?

— Можно было оставить все как есть: город заполнен маленькими маршрутками, работающими по нерегулируемым тарифам, хозяева которых не обременяют себя заботами о повышении качества и безопасности своих услуг — опаздывающий на работу человек все стерпит. При этом большая часть петербуржцев, не имеющая возможности пользоваться коммерческим транспортом, часами ожидала бы социальные автобусы, проклиная администрацию города. А можно было кардинально изменить существующее положение, используя возможности частных компаний. Мы пошли вторым путем.

— В середине девяностых частники спасли общественный транспорт от полного развала. Конкурс, который провел город, по сути, привел к переделу рынка, лишил работы малый бизнес:

— Речь не идет об уничтожении малого бизнеса. Суть конфликта с перевозчиками в том, что их не устроили предложенные администрацией условия работы на рынке транспортных услуг. Мы предложили им либо объединиться в более крупные структуры, либо работать совместно с крупными перевозчиками, которые предоставят в их распоряжение свою инфраструктуру: ремонтные базы, стоянки и так далее. Однако проигравшие в конкурсе перевозчики пошли по пути дискредитации действий администрации города и пытаются отменить итоги конкурса через суд. Думаю, что в интересах горожан не удовлетворение требований отдельных представителей малого бизнеса, а нормальная, четкая работа общественного транспорта, прежде всего на социальных маршрутах. Заметьте, большинство из обиженных — это те, кто имеет в своем распоряжении только маловместительные микроавтобусы. Но концентрация капитала — процесс неизбежный. Весь мир прошел через это.

— Среди проигравших есть и крупные компании. А условия субподряда предполагают кабальные условия: проигравшие должны платить выигравшим деньги за право работать на маршруте:

— Мы готовили конкурс совместно с представителями частных перевозчиков. Предлагали: помогите выработать удобные для вас условия, раскройте экономику, чтобы можно было оптимизировать варианты, предлагаемые в лотах. Никто на это не пошел. Поэтому, исходя из интересов города, мы дали возможность дальше развивать свой бизнес тем предприятиям, которые, работая на городских маршрутах, направляют заработанные деньги на приобретение нового подвижного состава. И, по большому счету, мы получили искомый результат: с апреля на линии вышло почти 700 новых автобусов.

Но транспортная ниша не беспредельна. Например, в строительном бизнесе существует множество мелких и средних фирм. Никого же не возмущает, когда они проигрывают конкурсы. Мы хотим, чтобы и перевозчики работали по цивилизованным правилам. Многих это не устраивает. Отсюда и недовольство.

Разговоры о том, что при субподряде вымогают деньги, — обычная спекуляция. По условиям конкурса, перевозчики работают одновременно на социальных и коммерческих маршрутах. Коммерческие перевозки позволяют победителю восполнить потери от обслуживания социальных. И отдавая коммерческий маршрут в субподряд, он вправе предложить партнеру разделить бремя этих потерь. Я спрашивал у кондукторов коммерческих маршрутов, какой у них план выручки. Отвечают, что 200–300 рублей в час. Так что разговоры о том, что кто-то разорится, отдавая за субподряд выручку, которую получает за час работы, абсолютно беспочвенны. Эта сумма результат элементарных экономических расчетов.

Петербург должен быть нарядным

— Город готовится к летнему саммиту. Приводятся в порядок территории вдоль железных дорог, решили благоустроить блошиный рынок на Удельной, чистится берег залива возле гостиницы «Прибалтийская». Главный посыл — как бы иностранные гости не увидели питерской грязи. Возникает ощущение, что мы строим «потемкинские деревни». Почему нет системной работы по благоустройству не на показ, а для жителей города?

— То, что вы перечислили, и есть показатель системности. Мы сегодня приступили к ликвидации болевых точек города. В том же ряду стоят и хаотичные торговые зоны, которые не без попустительства районных администраций возникли у метро. Когда у станции метро «Улица Дыбенко» убрали 47 ларьков, там хоть дышать стало можно. А до этого о какой культуре обслуживания, о какой безопасности можно было говорить? Вспомните недавний взрыв газового баллона в павильоне «Шаверма». Если бы он произошел в той мешанине, жертв было бы намного больше.

— Другой пример. Московский проспект мостят плиткой. Это огромные деньги. Не лучше ли было направить их на благоустройство дворов, которые находятся в удручающем состоянии?

— Наверное, возможен и такой подход. Но есть имиджевые улицы, по которым составляется первое впечатление о городе, о стране. Московский проспект — это ворота Петербурга. Можно было закатать тротуары ровным серым асфальтом, но тогда не было бы парадности, нарядности. Мы должны иметь несколько градообразующих магистралей. И это не только Невский. Это и Каменноостровский, Суворовский, Ленинский, проспекты, Дворцовая, Октябрьская и Выборгская набережные и многие другие. Надо создавать колорит города. Нужны и нарядные улицы, и просто хорошие. Но даже в западноевропейских городах есть запущенные районы, требующие серьезных вложений.

— И все же, когда будут в массовом порядке благоустраиваться дворы и внутриквартальные территории?

— Мы занимаемся этим с первых дней работы новой администрации. В этом году поставлена задача завершить благоустройство контейнерных площадок во дворах. Будут приведены в порядок внутриквартальные проезды. Это то, на что петербуржцы сегодня жалуются больше всего. Но все имеет свои пределы. У нас нет возможности решить все проблемы сразу, одномоментно. Поэтому город выстраивает производственные программы и финансовые планы в определенной приоритетности.

Капремонт — забота города

— Власть призывает жильцов организовывать ТСЖ. Но одно дело — создавать товарищество в новом доме, другое — в старом фонде. Люди опасаются, что все расходы по капитальному ремонту дома лягут на их плечи:

— В Жилищном кодексе четко прописано, что собственники должны нести затраты на содержание общедомового имущества. С точки зрения закона, если 50% квартир приватизировано, а 50% осталось в собственности города, то в соответствующей пропорции должны выделяться и средства на ремонт. Но мы понимаем, что недоремонт жилых домов накапливался десятки лет. Это наши долги перед петербуржцами. Поэтому город обязан приводить в порядок и кровли, и фасады, и коммуникации, и многое другое. Все это еще долго будет проводиться за счет бюджета.

Петербуржцев мы просим только об одном. Давайте вместе на долевых условиях приведем в порядок лестничные клетки. А чтобы не было исписанных стен и разбитых окон, надо закрыть подъезд на домофон. Сохраните то, что сделано. И тогда, согласно нормативу, через 10 лет город вновь придет с бюджетными деньгами и выполнит текущий ремонт.

— Как вы оцениваете эксперимент по привлечению к обслуживанию жилищного фонда иностранных компаний?

— Не могу дать превосходную оценку. «Питер Дусман» — фирма немецкая, но работают в ней люди русские. Этим многое сказано. Системные требования они закладывают с учетом западных стандартов, так что в их опыте есть много полезного. Но было на них и много жалоб, особенно на начальном этапе, из-за неквалифицированных действий по созданию ТСЖ. В принципе этот эксперимент — шаг вперед. Но один год работы еще не показатель.

— Другие иностранные инвесторы проявляют интерес к рынку жилищных услуг?

— Проявляют, но не так активно, как хотелось бы.

— ЖКХ реформируется уже много лет. Удалось ли наконец перевести систему на рыночные отношения?

— Основа для этого создана. Но еще необходимы заинтересованность и активное участие граждан. Если у петербуржцев будет активная позиция по отношению к жилому фонду, мы быстрее пойдем вперед. Рыночные отношения требуют культуры. Мы приводим двор в порядок, а через год детская площадка уже раскурочена. Или проблема чистоты. В Европе живут более скученно, животных в городах не меньше, но экскрементов на газоне нигде не увидишь. Любая демократия — это прежде всего насилие над собой. Да, удобнее, гуляя с собакой, идти с сигареткой в руке. С пакетиком и совочком не так удобно. Но если хочешь жить в благоустроенном городе, надо самому прикладывать к этому усилия.

Михаил Северов

Пора бояться человека с ружьем  »
Юридические статьи »
Читайте также