За автогражданку заплатят другие

В конце июня Госдума рассмотрит поправки в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Законодатели наконец задумались над тем, кто должен отвечать по рискам компаний, которые лишены лицензии. В то же время Федеральная служба страхового надзора до конца года собирается отозвать не менее 20 лицензий у компаний, занимающихся автогражданкой. Сегодня лишились лицензий уже семь страховщиков, у 22 лицензии приостановлены.

Вопрос об обязательствах перед клиентами сегодня становится все более актуальным. Более месяца назад у петербургской компании «Доверие», имеющей 78 тыс. застрахованных по автогражданке, приостановили лицензию («ПП» № 17, «Страхнадзор ищет группу риска»). Сейчас в компании ситуацию не комментируют, но, как стало известно корреспонденту «ПП», страховщик уже готовится передавать свои риски, хотя бы по отдельным клиентам, другим компаниям.

Не так давно появился еще один петербургский кандидат на лишение лицензии – «Содружество независимых государств» (в 2004 году компания имела порядка 46,5 тыс. договоров ОСАГО). Две недели назад Федеральная служба страхового надзора приостановила у компании лицензию на ОСАГО, предположительно, из-за большого количества жалоб граждан, недовольных страховыми выплатами.

Между тем до сих пор не определен механизм выплат по обязательствам компании, у которой отозвана лицензия. Многие крупные страховщики готовы расплачиваться за своих неудачливых коллег. Но по закону об ОСАГО они не имеют на это права. Дело в том, что сейчас на случай банкротства страховщика, застраховавшего виновника аварии, и причинения ущерба жизни и здоровью другому участнику ДТП в РСА создан специальный резервный фонд (сейчас в нем 730 млн. руб.). При этом на случай, если машина пострадала, а люди – нет, компенсации пострадавшим автовладельцам не предусмотрены. То есть, если автомашина повреждена в аварии, а компания, которая продала полис виновнику ДТП, лишена лицензии, то денег потерпевший не получит. Чтобы устранить это противоречие, президент Всероссийского союза автостраховщиков Александр Коваль внес в Госдуму законопроект, согласно которому средства резервного фонда могут идти на компенсацию вреда по жизни и «по железу» в случае лишения компании лицензии. Сами страховщики, бе зусловно, положительно оценивают эту инициативу. Тем более что им ничего не придется делать для ее реализации. Они и так ежеквартально отчисляют в резервный фонд 1% от суммы, предусмотренной на расходы страховщика по ОСАГО, и вопрос об ее увеличении пока не поднимался.

Страхнадзор намерен и дальше продолжить практику приостановления и отзыва лицензий у компаний, использующих «серые» схемы, несвоевременно производящих выплаты и т. д. Если с ОСАГО вопрос, возможно, будет снят, то в случае отзыва лицензии на добровольное страхование проблемы по-прежнему останутся. «Как правило, после отзыва лицензии на добровольное страхование, целиком страховой портфель в другую компанию не передается – страховщику невыгодно принимать на себя все риски. Обычно он выбирает более выгодных клиентов, а у остальных возникают проблемы с получением выплат», – рассказывает генеральный директор группы компаний «Авеста» Сергей Сафронов.

Александра Андреева

ФАС прищурился  »
Юридические статьи »
Читайте также