Я вам спою, но лучше вам не станет Повесть о настоящем муниципале. Часть первая

"Наша задача - сверху вниз создать в Петербурге местное самоуправление, прямо и без обиняков заявила председатель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и по взаимодействию с ОМСУ Администрации губернатора Санкт-Петербурга Нина Шубина. И добавила: - Было бы лучше и снизу, но пока этого нет". В общем, мучаются все - и депутаты-муниципалы, которые годами бьются за то, чтобы получить реальные полномочия, и городская власть, вынужденная тратить свое время на то, чтобы "заниматься" МСУшниками (или "муниками", как ласково зовет их куратор питерского местного самоуправления г-жа Шубина). Как заниматься, а главное, - зачем?

Устал решать посильные задачи...

Дело в том, что в России с 1 января 2006 года вступает в силу федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Он на самом деле передает органам МСУ огромное количество реальных полномочий (кстати, как и работающий уже у нас с 1 марта Жилищный кодекс). Есть, правда, одно "но" - Закон действителен для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь всем нам предстоит ждать, когда соответствующие решения и поправки примет питерский ЗакС.

Место, где, собственно, и развернулась форменная "подковерная битва" вокруг грядущих "местных законов". Удивительного в этом нет ничего, ибо касаться они будут передаваемых полномочий и формирования бюджетов органов МСУ Как водится, есть две точки зрения.Первая - реформаторская. Исходит она снизу, от самих муниципалов. И понять их можно - они ждут обещанных полномочий в области благоустройства. Раньше главы некоторых муниципальных советов пытались тратить средства местных бюджетов на ремонт подъездов и благоустройство дворов, но это считалось незаконным и служило поводом для претензий прокуратуры. Например, покрасил подъезд в доме - ступай под суд, так как налицо нецелевое использование средств (жилища не входят в юрисдикцию муниципалов, хоть ты тресни).

Получается какой-то отвратительный замкнутый круг. Жители не хотят выбирать местную власть и бойкотируют выборы, потому что не видят работу МСУ-депутатов, а те и рады бы потрудиться, но... безвольны и беспомощны. Потому что по закону могут заниматься только дворовыми территориями, в то время как упомянутый Жилищный кодекс (правда, только на бумаге) развязывает муниципалам руки. Пожалуйста, трудитесь, занимайтесь жилкомхозом, обустраивайте дома, в которых живете (как правило, "муники" "родом" из округов, от которых они избирались). Ан нет!

Есть ведь и другая точка зрения на грядущие МСУ-законы - "Сделано в Питере", гласящая, что реформа, по выражению вице-губернатора Виктора Лобко, должна лишь "наполнить существующую форму новым содержанием". Каким? В проекте Закона, написанного экспертами горадминистрации, органам МСУ достанутся только вопросы опеки и попечительства, защиты прав потребителей, организации военно-патриотических мероприятий и прочие не слишком значимые сферы городской жизни. Планируется отобрать... даже благоустройство, конечно же, под самым благовидным предлогом экономии бюджетных средств. Даже губернатор города Валентина Матвиенко успела высказаться, что, дескать, "бюджетные расходы муниципальных образований должны подвергаться серьезной проверке, надо приучать их бережно относиться к бюджетным средствам". Сказано - сделано. Зачем и почему, в общем-то, тоже понятно: руководители районов города уже на каждом шагу твердят, что даже этот куцый смольнинский законопроект "ущемляет их в правах".

На гонорар мой не пропьешь таланта

Наступление на муниципалов в этих (самых денежных) вопросах началось давно. Лично я помню заседание городского правительства еще в 20-х числах августа прошлого года, где после выступления г-жи Шубиной разразился небольшой скандал. Когда она поведала, как ударно какие-то "муники" на окраинах асфальтируют дворы по 900 рублей за метр, неожиданно вспылил "хозяйственный" вице-губернатор Олег Виролайнен, заявивший, что за такие деньги можно "в два слоя сделать Невский проспект". После чего знающие люди в коридорах власти вынесли муниципалам приговор: похоже, что с 2006 года благоустраивать все и вся будут теперь другие, "проверенные" люди.

Впрочем, оно и понятно - слишком часто местные депутаты позволяли выигрывать тендеры на благоустройство странным фирмам (это совершенно реальные истории). Конечно, это необходимо было пресечь: в нашей "вертикально-властной" стране государственные деньги не могут расходоваться как попало и кем попало.

Есть, правда, одно "но". Благоустройство сегодня - почти единственное дельное занятие местных властей. Равно как и мандат МСУ-депутата (и, соответственно, шаг в местную власть) - почти единственный шанс для талантливого, но бедного человека подняться по иерархической политической лестнице. За примерами, кстати, далеко ходить не надо. Депутаты Законодательного собрания второго созыва Андрей Корчагин, Виталий Калинин и Валерий Назаров, депутаты Законодательного собрания третьего созыва Вадим Войтановский и Денис Волчек, Владимир Кучеренко и Вячеслав Макаров, Геннадий Озеров и Игорь Риммер, Алексей и Игорь Тимофеевы, Андрей Черных и Вадим Лопатников, а также сам спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов - выходцы из муниципалитетов.

Теперь, похоже, вся эта пиар-лафа заканчивается. Эксперты убеждены, что новые местные законы вытолкнут нормальных людей из муниципалитетов. Останутся только те, кого содержат родственники (из серии "пусть мой сыночек будет пристроен и имеет красивую корочку перед гаишниками за превышение скорости размахивать") и те, кто живет на "откатах" (см. выше пассаж про благоустройство). Причем "откаты" эти станут значительно меньше (стало быть, вообще будут выносить все, что "плохо лежит"). Да, кстати, и зарплату с 1 января 2006 года муниципальные депутаты получать не смогут (хотя качественная муниципальная работа - это тяжелый и неблагодарный труд, который требует довольно много времени). Но о способах его оплаты и о "революционных" настроениях питерских МСУшников мы поговорим в следующем выпуске "РД".

Александр Малькевич

Верните наши льготы!  »
Юридические статьи »
Читайте также