Юрий Легин: "До европротокола нужно дорасти"

СПб. Чем больше на улицах машин, тем больше аварий. Разбирательства по поводу ДТП становятся обыденным делом.

Юрий Легин, исполнительный директор Всероссийского союза аварийных комиссаров, считает, что при этом разбирательства не должны становиться мучительными для участников.

- Введение системы обязательного страхования автогражданской ответственности - одна из крупнейших и, пожалуй, наиболее эффективно осуществленных в стране реформ. Новая система действительно начала работать, но при этом не принесла обещанного облегчения автовладельцам. Наоборот, породила новые виды злоупотреблений.

- Дело в том, что новая система во многом сохраняет старое содержание. Например, главным человеком на месте ДТП был и остается сотрудник ГИБДД - государственный чиновник, который вроде как незаинтересованно должен разбирать дела стоимостью в сотни и тысячи долларов.

Во что это выливается на практике, думаю, всем хорошо известно. Представители страховщиков тоже ведут себя по-разному. Конечно, большинство компаний - добросовестные, думающие о перспективе, о своей репутации. Но есть и такие, для которых главный интерес в деньгах. Они стараются всячески "замотать" дело, чтобы человек плюнул на свои законные $100, лишь бы не связываться с долгими разбирательствами.

Естественно, все это несет клиентам дополнительные трудности и расходы. Ситуация усугубляется тем, что рынок чуть ли не раньше всех освоили полукриминальные группы, инсценирующие ДТП, - и вот как раз им-то ни ГИБДД, ни страховщики ничего сделать не могут.

- Где же выход?

- Велосипед изобретать не нужно. В развитых странах давно все инциденты без жертв и с незначительным материальным ущербом регулируются между собой участниками ДТП. Точно такая же система много лет действует в добровольном страховании.

Сейчас Министерство финансов РФ по поручению правительства готовит проект изменений в Закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" . Эти изменения предусматривают упрощенную процедуру оформления документов после ДТП - без выезда сотрудников ГИБДД - и прямое урегулирование убытков, то есть получение клиентом компенсации от "своей" страховой компании.

Этот механизм отработан в Петербурге и еще 43 городах России, где действуют представительства нашего союза. Документы оформляются аварийным комиссаром в присутствии страховщика по заявлению потерпевшего.

- Это так называемая процедура европротокола?

- Не совсем. Европротокол - это совершенно конкретный документ, причем разработанный на основе многолетней практики. По сути это шаблон, набор стандартных схем, с помощью которого можно легко и просто оформить 70% ДТП. Понятно, что взять и перенести чужую систему на нашу почву нельзя. Но к этому нужно стремиться.

До европротокола нам идти еще лет пять: нужно разработать нормативные документы, порядок оформления ДТП и так далее. Страховые компании совершенно обоснованно опасаются, что новшества могут еще увеличить количество мошенничеств. Поэтому Российский союз автостраховщиков сейчас заказал серьезные дорогостоящие разработки проектов нормативных документов, которые могли бы предотвратить такую опасность. Я считаю, что здесь как раз очень велика роль аварийных комиссаров - их выезд на место ДТП как раз повышает прозрачность конфликта. Ведь мошенники никогда не вызывают комиссаров. Комиссары предоставляют схемы ДТП, обстоятельства дела, могут оперативно (хотя и на глазок) оценить ущерб.

Пусть эта система тоже не лишена шероховатостей, но она позволяет добиться главного - уйти от массы судебных тяжб, которые сейчас так осложняют жизнь и страховщикам, и их клиентам.

Лучшая методика борьбы как с мошенниками, так и с недобросовестными страховщиками - выезд аварийного комиссара на место происшествия, считает Юрий Легин, исполнительный директор Всероссийского союза аварийных комиссаров.

Цифры

90% мошенничеств, связанных с автострахованием, остаются нераскрытыми.

Источник: Всероссийский союз аварийных комиссаров

Хроника аварийных комиссаров

- 1998г. - создана Независимая служба аварийных комиссаров.

- 2002г. - учреждена Ассоциация независимых аварийных комиссаров Северо-Запада (АРКА).

- 2003г. - учреждены межрегиональный совет по развитию служб аварийного комиссарства в России и Всероссийский союз аварийных комиссаров.

- В 2004 г. в Законодательное собрание Санкт-Петербурга был внесен законопроект "О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге", он был принят за основу, однако в сентябре 2005 г. отвергнут в целом.

- Около половины всех ДТП в Петербурге оформляются с участием аварийных комиссаров.

- Согласно поправкам Минфина к Закону об ОСАГО система упрощенного оформления ДТП должна заработать в России с 1 июля 2007 г.

- Отделения Союза действуют в 44 городах России и в Киеве, партнерские соглашения заключены с несколькими странами СНГ.

Цифры

500 незначительных ДТП, которые могли бы оформляться без ГИБДД, происходит в Петербурге ежедневно.

Источник: Всероссийский союз аварийных комиссаров

Шолмов Константин

Городу расскажут о частной электростанции  »
Юридические статьи »
Читайте также