Чтобы услышали...

Крупным политическим событием в Петербурге стало послание губернатора Петербурга В. Матвиенко, с которым она на днях выступила в Мариинском дворце.

На смену партхозактиву

Традиция ежегодных посланий, с которыми высшее лицо выступает перед страной или городом, имеет давнюю историю.

Положена она была в Британии, где король или королева выступают на открытии ежегодной сессии британского парламента, хотя последние лет сто пятьдесят монарх там произносит заранее написанные речи. А готовит их аппарат премьер-министра - лидера партии, выигравшей выборы. Таким образом, речь эта превращается в программную доктрину правящей партии.

Британскую традицию переняли в США, где президент ежегодно выступает перед обеими палатами Конгресса. Когда создавалась Конституция России 1993 года, эта американская норма перекочевала и к нам. Ежегодные президентские послания - сначала ельцинские, а затем и путинские - стали своего рода частью политического ритуала.

Пришла пора опускаться на региональный уровень. Петербург первым из всех субъектов Федерации принял закон о ежегодном послании губернатора. Однако у пас в городе с 1998 года этот городской закон ни разу не исполнялся. Хотя в некоторых регионах такие выступления стали регулярными.

Ежегодные послания - на просто дань традиции. Это попытка обязать "первое лицо" публично отчитаться в своих действиях, а также поведать "городу и миру" о своих планах и намерениях. Губернатор В. Матвиенко знала, что закон о послании в течение пяти лет не исполнялся прежним городским руководством. Вместо этого проводились некие "собрания общественности", которые никого ни к чему не обязывали. В народе их метко прозвали "партхозактивами". И поделом. Они напоминали отчетно-выборные собрания прежней поры, на которых главным было посещение буфета и поддержание беседы в самом буфете.

Старое и новое

Уже первое знакомство с текстом послания показало, что городская власть находится на переходе от "старого" стиля работы в духе "партхозактива" к новому - в современном, динамичном и наступательном духе. Следует учесть и то, что основные политические положения документа, естественно, не могли вступать в противоречие с недавним посланием Президента. Ибо Матвиенко - активный участник "команды Путина". Некоторые наблюдатели даже полагают, что Путин выдал своеобразный карт-бланш на реформы городского управления.

Есть у нас и еще одна особенность. Если на федеральном уровне действует связка Президента и премьер-министра, в которой первый определяет ключевые политические вопросы, а премьер отвечает "за цифирь", то на городском уровне губернатор - это и "городской президент", и "городской премьер" в одном лице.

Вот почему в послании оказались " в одном флаконе" политические, организационные, технологические и финансовые аспекты. Известно, что в подготовке послания принимали участие на первых этапах разные группы экспертов, разные комитеты администрации.

На заключительном этапе Матвиенко повела себя как настоящая "хозяйка", взяв основную часть работы на себя.

Отметим при этом, что документ дорабатывался даже утром перед выступлением. Что, кстати, объясняет тот факт, что его даже не успели раздать депутатам и приглашенным в напечатанном виде сразу после выступления, как это принято в таких случаях, а лишь "вывесили" на сайте губернатора в Интернете.

Ясно, что каждый из комитетов администрации стремился как можно "плотнее" влезть в текст послания, с тем чтобы впоследствии, опираясь на "руководящие указания", занять выгодные позиции при дележе бюджетных денег. Что тоже неплохо: пусть люди бьются за свое дело, но делают это гласно и под строгим контролем.

Три адресата

Самое важное заключается в том, чтобы те, кому послание адресовано, услышали его основные идеи. Как представляется, таких адресатов три. Первый - "рядовые" горожане.

По отношению к ним власть берется обеспечить необходимый (но и возможный) минимум услуг, беря за это на себя публичную ответственность.

Но и сами горожане должны понять, что без их самоорганизации дело не выгорит. Кто бьет стекла, пакостит на лестницах и во дворах, варварски относится к своему жилью? Те, кто живет среди нас. Или сами горожане их остановят, или никакая власть не в силах приставить к каждой форточке по милиционеру.

Второй адресат - это бизнес. В новых условиях у бизнес есть и права, и обязанности. Первое право - зарабатывать деньги. Но есть и обязанности: платить налоги и создавать высокодоходные рабочие места.

Власть по отношению к бизнесу должна вести себя "равноудаленно", не создавая в бизнес-сообществе как любимчиков, так и врагов. Подобная политика, которая процветала при прежнем городском руководстве, привела к тому, что Петербург стал терять лидирующие позиции в привлечении иностранных и российских инвестиций.

Третий адресат послания - все органы власти Петербурга. Им губернатор предложила, причем в весьма жесткой форме, заниматься своим делом, не перетягивая одеяло на себя. Представительная власть должна инициировать законы и принимать их, а исполнительная - исполнять.

Перед Петербургом стоят сложные проблемы. Проблемы бедности, сокращения населения, неуклонного разрушения городской инфраструктуры, слабого развития гражданского общества. Я бы добавил сюда и проблемы забюрократизированности и коррупции. Без ликвидации всех этих барьеров жизнь не наладится. Какие-то из них будут преодолеваться быстрее, какие-то медленнее.

Главное состоит в том, чтобы все адресаты послания быстрее начали работать. И чтобы губернатор не была "добренькой" к бездельникам и интриганам, чтобы употребляла власть. Для этого ее и избирали.

Валерий Островский, политолог

Минобороны РФ предлагает внести поправки в закон "Об ипотеке"  »
Юридические статьи »
Читайте также