Ремонт на равных МАП вступился за конкурентов "Российских железных дорог"

Министерство по антимонопольной политике решило оградить частных собственников железнодорожных вагонов от козней монополиста - создаваемой компании "Российские железные дороги". Подчиненные Ильи Южанова настаивают на том, что заводы госхолдинга должны ремонтировать чужие вагоны за ту же цену, что и свои. В Минэкономразвития идею МАПа поддерживают, а в МПС - нет.

Министерство по антимонопольной политике (МАП) разработало проект правительственного постановления "О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок". Документ имеется в распоряжении "Ведомостей". Он предписывает предприятиям РЖД устанавливать расценки на "работы и услуги" по ремонту "вагонов и контейнеров" сторонних организаций не выше, нежели на обслуживание вагонного парка самой монополии.

МПС принадлежит 80% вагонного парка страны, все вагоны будут переданы в РЖД. В состав новой компании из МПС перекочуют все депо, 12 локомотиворемонтных заводов и три завода по ремонту грузовых вагонов. В РЖД не войдут лишь небольшие свободненский и владикавказский вагоноремонтные заводы.

Статс-секретарь - замминистра по антимонопольной политике Сергей Дудкин обеспокоен тем, что РЖД сможет через установление высоких тарифов на техобслуживание вагонов препятствовать деятельности частных операторов подвижного состава. "Необходимо избежать ситуации, когда вагоны РЖД будут ремонтироваться по заниженным расценкам, а конкурирующих организаций - по завышенным", - объясняет Дудкин. Представитель Минэкономразвития сказал "Ведомостям", что в его ведомстве поддерживают эту инициативу МАПа.

Полностью разделяют предложение МАПа и частные собственники подвижного состава. Директор по транспорту холдинга "Металлоинвест" Михаил Атласов говорит, что сейчас ценовая дифференциация за одинаковые виды работ нередко близка к двукратной. А рентабельность монополии при ремонте "стороннего" подвижного состава бизнесмен оценивает в 35%. А президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов опасается, что монополия будет затягивать сроки ремонта "чужих" вагонов даже в случае успеха инициативы МАПа. "И сейчас в первую очередь обслуживаются вагоны МПС", - утверждает он.

Железнодорожники с предложением МАПа готовы согласиться лишь отчасти. Замминистра путей сообщения Анна Белова говорит, что одинаковый уровень цен необходимо установить лишь на сами ремонтные работы. А запчасти в условиях их дефицита всем придется покупать самостоятельно и за разные деньги. "МПС заключило с Выксунским металлургическим заводом контракт на поставку колес на $1,2 млрд, почему мы должны своей скидкой делиться с частными компаниями? " - удивляется она. Начальник управления по регулированию железнодорожного транспорта ФЭК Павел Иванкин соглашается, что абсолютного равенства цен достичь вряд ли удастся. Он считает, что компания РЖД не должна ремонтировать собственные вагоны себе в убыток.

А директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев указывает, что намерение МАПа регулировать цену в рыночном сегменте противоречит логике железнодорожной реформы. Кроме того, он отмечает, что по закону "О защите конкуренции" ведомство Ильи Южанова и сейчас может наказывать участников рынка за злоупотребление доминирующим положением.

Дмитрий Симаков

МРОТ согласуют  »
Юридические статьи »
Читайте также