Таможенные зоны узаконили В 30 километрах от границы таможня наделена особыми полномочиями

Государственный таможенный комитет РФ получил право устанавливать зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы страны (не обязательно совпадающей с госграницей).

Осуществление коммерческой деятельности в такой зоне возможно только с разрешения и под наблюдением таможни.

Однако таможенники уверяют, что создание зон будет подчинено исключительно принципу "целесообразности", и главный ориентир -- участник ВЭД.

Новые правила введены Постановлением Правительства РФ №624. Документ определяет, что зоны создаются вдоль таможенной границы, независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы. На суше зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 км вглубь территории от линии таможенной границы.

Где и в каком объеме должны быть созданы зоны, решает ГТК РФ по согласованию с Правительством РФ, ФСБ РФ и др. В соответствии с п. 4 ст. 362 нового Таможенного Кодекса (ТК), вступающего в силу с 1 января 2004 г., осуществление коммерческой, производственной деятельности, а также проезд через зону таможенного контроля возможны только "с разрешения таможенных органов и под их надзором".

Как поясняется этот же пункт статьи, если на границе таможенный контроль возможен "только в рамках закона", то зона таможенного контроля сама по себе является особым режимом. К ней предъявляются специальные требования: она должна быть огорожена, иметь охрану, табличку, указывающую, что это -- особая зона и т.д. Зоны таможенного контроля существуют и сейчас.

В соответствии с вышеуказанным постановлением правительства ГТК получает право создавать новые -- "вдоль таможенной границы", расширять, сужать или ликвидировать уже существующие. Как прокомментировал начальник пресс-службы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Константин Синицын, пока ни СЗТУ, ни ГТК не планируют изменять границы уже существующих таможенных зон. "Устанавливать зоны таможенного контроля ГТК будет с учетом принципа целесообразности, покушаться на бизнес никто нам не позволит", -- подчеркнул он.

В то же время источник "ДП" в таможне, попросивший не называть его, сообщил что компаниям работать без тесных связей с таможней в лесоперерабатывающей сфере можно, однако "проблематично".

Поэтому в Ленинградской области стала все чаще применяться практика, когда предприятие само выходит к таможне с предложением организовать на своей территории временную зону таможенного контроля. Инициативу эту рассматривают на таможне и, если выполнены определенные требования (зона имеет ограду, охрану, обязательно в штате предприятия есть человек, ведущий учет по таможне и др.), временную зону контроля создать разрешают. Зачастую их создают, если у предприятия нет складов временного хранения. Добавляет декларант ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг" Анна Левашова: "Мы обратились с просьбой организовать такую зону потому, что у Выборгской таможни нет хорошего СВХ, в результате чего железнодорожные грузы у нас иногда простаивали, мы теряли время и деньги. А вот с автомобильными грузами нам традиционно работать проще, там проблем, как правило, не возникает".

Мнение

Алексей Дегтярев, главный юрисконсульт ЗАО "Объединенная Консалтинговая Группа":

"Таможенники часто издают приказы о переподчинении зон таможенного контроля, в результате чего сдвигаются их границы. Причины различные: руководство сменилось, кого-то в чем-то уличили и т.д. Но это всегда бьет по экспортерам. Моим клиентом, например, была компания, перерабатывающая лес в Ломоносове, там его и сдавали. Изменились границы зоны таможенного контроля -- и их заставили возить лес в другое место, а это как минимум транспортные расходы", -- добавил он.

Евгений Буковский, генеральный директор ЗАО "Лесной комплекс":

"Мы работаем со Светогорским таможенным постом, и в принципе проблем у нас не возникает. Но с инициативой организовать на территории нашего предприятия временную зону таможенного контроля выступили сами еще в прошлом году. Что эта зона дает: к нам приезжает инспектор, оформляет документы, например код товара, классификацию, и потом на границе наши грузы проходят досмотр быстрее. А если бы мы этого не сделали, вагоны с нашим грузом могли бы, к примеру, вычленить из состава поезда и досматривать".

Лидия Лазарева

А после обыска - обед! Правительство впервые определило правила содержания граждан, задержанных в милиции  »
Юридические статьи »
Читайте также