От азарта - польза государству. И немалая

Мало кто знает, что почти 250 тысяч наших сограждан сегодня заняты в сфере игорного бизнеса. Это люди самых разных специальностей - от менеджеров игровых залов до крупье. Причем почти 70 процентов из них имеют высшее образование.

Игорный бизнес ежегодно платит в бюджет более 2 миллиардов рублей налогов, и это при том, что в отличие от других отраслей весь бизнес создан исключительно на частные средства. А вот криминал, по мнению экспертов, этим бизнесом практически не интересуется - здесь работают честно.

Услуги предприятий игорной инфраструктуры необходимы довольно широкому кругу потребителей. За рубежом около 10 процентов населения считают посещение казино или зала игровых автоматов неплохим отдыхом, способом отвлечься и расслабиться. А при этом еще и выиграть! В Европе и в Новом Свете сфера игорного бизнеса - это сфера экономики, такая же, как, скажем, туризм или операции с недвижимостью. Это часть огромной индустрии развлечений, такой, как кино или парки развлечений. И все эти компании работают исключительно в законодательном поле. А это прежде всего означает, что деятельность работающих в сфере компаний в полном смысле этого слова подзаконна, они активно и в очень немалом размере платят налоги.

У нас в стране игорная сфера - одна из самых динамично развивающихся. Рост здесь - от 30 до 50 процентов ежегодно. А вот рентабельность здесь обычная для российской практики, причем большую долю прибыли съедают налоги и затраты на содержание игорных заведений.

Но в этом бизнесе есть и серьезные проблемы прежде всего нормативного характера. Пока игорная сфера не регулируется специальным законом. А ведь по мировому опыту законодательно определяются перечень игорных услуг и порядок их предоставления, ограничивается доступ в игорные залы некоторых групп населения, устанавливается порядок надзора за деятельностью игорных заведений.

Казалось бы, попытка создать все эти институты была сделана прошлой осенью, когда Госдума рассматривала проект закона об игорном бизнесе. Но, увы, документ не оправдал надежд. В законопроекте предлагалось изменить порядок и размеры оплаты за получение лицензий. Предприятия этой сферы должны платить от 1 до 30 миллионов рублей. Тогда эксперты рынка единогласно заявили: платить такие деньги будет некому - это нереальный уровень для большинства предприятий игорной сферы. В результате большая часть компаний закроется, а более 250 тысяч их сотрудников пополнят армию безработных.

К тому же, в законопроекте прописан порядок, при котором становится невозможным получение лицензии новыми предприятиями, а осуществление игорной деятельности индивидуальными частными предпринимателями запрещено. "Лучше уж будем работать, как работаем, по Гражданскому кодексу и по Закону о налоге на игорный бизнес, чем по такому "новому закону", - говорят сами представители бизнеса. Практически никто из них не высказался в поддержку проекта. Предприниматели сферы игорного бизнеса направили Президенту письмо, в котором обратили его внимание на негативные последствия для всего бизнеса в целом от принятия этого проекта.

По сути создалась ситуация, при которой бизнес выступил против "своего" закона, а такие случаи в российской практике не часты.

Примечательно, что весьма осторожно к законопроекту отнеслись в Москве. Как известно, именно в столице игорный бизнес развивается наиболее активно. В мэрии считают, что поддержать законопроект можно лишь в том случае, если в него будет заложен принцип "двух ключей", - когда лицензия на ведение игорного бизнеса выдается федеральным органом, но при обязательной координации позиции с региональными властями.

Трудно с этим не согласиться: заведения сферы развлечений, особенно игорного бизнеса, являются объектами местной инфраструктуры. Однако из проекта этот принцип почему-то исчез, так что позицию Москвы также нетрудно понять.

В целом очевидно, что количество игорных заведений должно определяться рынком в условиях равной конкурентной борьбы и уж никак не устанавливаться в виде дискриминационной нормы в федеральном законе. А вот отразить в законе социальные особенности бизнеса, например, защитить от навязчивой рекламы игорных заведений или ввести возрастное ограничение на посещение игорных заведений, как это сделано во многих странах, было бы очень нелишне. Тогда молодой и динамичный бизнес сможет приносить еще большую государственную пользу.

Михаил Горенков

Смольный берет курс на 1962 год Только тогда в городе строили больше жилья  »
Юридические статьи »
Читайте также