Референдумов больше не будет в соответствии с новым президентским законопроектом

Вчера Владимир Путин внес в Госдуму новую редакцию конституционного закона "О референдуме". В случае его принятия организовать общероссийский плебисцит без поддержки властей станет практически невозможно.

Новая редакция закона "О референдуме РФ", которая вчера поступила в Госдуму, отличается от действующей всего несколькими положениями. Основным отличием является норма, усложняющая порядок регистрации инициативной группы по проведению федерального референдума.

По действующему закону гражданину, группе граждан или общественному объединению достаточно образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек, которая может обратиться в избирком субъекта РФ с ходатайством о регистрации. После регистрации группы региональная комиссия уведомляет об этом Центризбирком (ЦИК). Согласно проекту (ст. 15), инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (то есть как минимум в 45 регионах), численностью не менее 100 человек каждая. Другими словами, общее число "инициативщиков" автоматически увеличивается до 4500. Подписи в протоколах регистрации на собраниях подгрупп должны удостоверяться нотариально.

Обязательным условием подготовки собрания является уведомление о нем местной избирательной комиссии, которая, в свою очередь, уведомляет ЦИК. Затем уполномоченные представители подгруппы обращаются в комиссию субъекта с ходатайством о регистрации региональной подгруппы. Лишь после регистрации подгрупп более чем в половине субъектов РФ они вправе обратиться в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы. Причем это должно произойти не позднее чем через два месяца после регистрации первой региональной подгруппы. Стоит добавить, что закон оговаривает перечень документов, которые должны быть представлены на каждом этапе регистрации: непредоставление этих документов является поводом для отказа в регистрации.

Как пояснил во вторник глава ЦИКа Александр Вешняков, столь тщательный контроль за представителями инициативной группы поможет "избежать фальсификаций подписных листов" при сборе подписей в поддержку референдума. "А то несколько человек в центре зарегистрируются, а кто там у них подписи собирает – никому не известно",– посетовал он. Однако принятие новой редакции закона повлечет куда более серьезные политические последствия, главное из которых – продление "моратория" на федеральные референдумы, который фактически был введен Кремлем в 2002 году.

Напомним, что тогда, в преддверии выборов в Госдуму и последующих выборов президента РФ, коммунисты объявили о намерении провести общероссийский референдум. Инициативная группа КПРФ предлагала задать россиянам вопросы, касающиеся запрета на продажу земли, повышения зарплат, снижения тарифов на услуги ЖКХ и национализации стратегических отраслей промышленности. Допустить такую мощную оппозиционную акцию накануне выборов Кремль не мог. Поэтому в сентябре 2002 года президент в срочном порядке внес в Думу поправки к закону о референдуме, запрещающие его проведение в период федеральной избирательной кампании, а также в последний год полномочий президента РФ и Госдумы. Несмотря на сопротивление левых, эти поправки были приняты. Правда, для того, чтобы набрать необходимые для одобрения конституционного закона 300 голосов, Думе пришлось голосовать четыре раза подряд.

В течение двух лет Кремль мог чувствовать себя спокойно. Но после подведения официальных итогов выборов президента в юридической броне образовалась брешь: коммунисты, как и любая другая оппозиционная сила, вновь получили возможность воспользоваться правом инициировать референдум. Залатать эту дыру в законе и призвана его новая редакция.

Конечно, контролируя думское большинство, Кремль мог бы и вовсе запретить референдумы. Однако в этом случае была бы нарушена ст. 32 Конституции, согласно которой граждане РФ имеют право не только избирать и быть избранными, но и участвовать в референдуме. Поэтому разработчики нового проекта решили пойти по пути усиления административной составляющей, с помощью которой можно еще на начальном этапе пресечь проведение референдума с "неудобными" вопросами.

История "всенародных опросов" в СССР и России

Впервые понятие "всенародный референдум" было упомянуто в Конституции СССР 1936 года. В ст. 49 Конституции указывалось, что "Президиум Верховного Совета СССР... производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Первый в истории СССР референдум на региональном уровне прошел 20 января 1991 года в Крыму. На вопрос "Вы за восстановление Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника союзного договора?" положительно ответили 93,26% голосовавших.

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?"

В Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии по решению местных властей республиканские комиссии референдума созданы не были, но часть граждан, проживающих на территории этих республик, все же смогла проголосовать. В результате в общесоюзном референдуме приняли участие 75,44% имеющих права голоса. За сохранение СССР высказались 76,4% участников референдума.

17 марта 1991 года также состоялся всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняли участие 75,09% россиян, из которых 69,85% поддержали это предложение.

25 апреля 1993 года – в разгар противостояния президента и Верховного совета РФ – прошел плебисцит о доверии этим органам власти, на который были вынесены четыре вопроса. Бюллетени для голосования получили 64,51% избирателей. В Чеченской республике референдум не проводился.

На вопрос "Доверяете ли Вы президенту РФ Борису Ельцину?" ответили "да" 58,66% голосовавших. На вопрос "Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?" утвердительно ответили 53,04%. За досрочные выборы президента высказались 49,49% участников, за досрочные выборы народных депутатов – 67,16%.

12 декабря 1993 года одновременно с выборами Государственной думы первого созыва прошло "всенародное голосование" по проекту Конституции РФ. Назвать этот плебисцит "всенародным голосованием" потребовалось, чтобы обойти норму закона "О референдуме РСФСР" о принятии решений об изменении Конституции на референдуме большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовали 54,79% избирателей, из них 58,42% поддержали введение нового основного закона.

Ирина Нагорных

Без лицензий Будут работать 53 отрасли, если правительство одобрит предложения Минэкономразвития  »
Юридические статьи »
Читайте также