Конкретным планам - законодательную огранку

Анна МИТЯНИНА, председатель юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга: Конкретным планам - законодательную огранку

Губернатор Валентина Матвиенко недавно обратилась с посланием к депутатскому корпусу северной столицы. Такая форма общения предусмотрена особым законом, принятым еще в 1998 году, но впервые высшее должностное лицо Петербурга практически воспользовалось правом-обязанностью говорить с печальниками народными о наболевших вопросах городской жизни. Доклад коснулся многого и важного, но речь в Мариинском дворце - цитадели петербургского парламентаризма - не могла, естественно, обойти стороной проблемы, нуждающиеся как в энергичном оперативном решении, так и в серьезном законодательном обеспечении. Об этом рассуждает руководитель смольнинских юристов Анна МИТЯНИНА.

- Анна Владимировна, почему госпожа Матвиенко в отличие от ее предшественников выступила в Мариинском дворце с официальным посланием, а не ограничилась прежними рамками и уровнем общения с депутатским корпусом?

- Сегодня впору говорить о принципиально новом, куда более высоком качестве взаимоотношений двух ключевых ветвей государственной власти Санкт-Петербурга - законодательной и исполнительной. Мы созидаем правовое государство, а оно немыслимо без уважения к существующим законам, без того, что на Руси исстари звалось законопослушанием. Наглядный пример: введена норма, согласно коей губернатор должен ежегодно выступать с посланием к депутатам, - и городской руководитель, невзирая на занятость, едет в Собрание, где произносит программную речь перед народными избранниками. Закон есть закон! В немалой степени здесь сказывается доброе воздействие общих политических процессов, протекающих сейчас в России. Но дело не в одной лишь федеральной "проекции". Влияет и свое, родное, петербургское: с прошлой осени, когда обновилась высшая городская элита, в диалоге властных ветвей зазвучали непривычные дотоле ноты - иной тембр и другая тональность. Вот почему Валентина Ивановна сочла целесообразным обратиться к депутатам с предусмотренным по закону посланием.

Кроме того, Петербургу как никогда потребна крепкая и надежная юридическая база - мы призваны оформлять в долгосрочных нормативных документах все основные идеи и ключевые проекты, необходимые для поступательного развития Северной Пальмиры. Следует усвоить: эпоха телефонного права и будничных обыкновений безвозвратно канула в Лету и на авансцене теперь - его величество Закон. Именно грамотное законотворчество становится мощнейшим рычагом уверенного рывка в будущее, социально-экономических успехов и культурно-технических достижений. Как же обойтись без тесных и доброжелательных контактов между управленцами и парламентариями?

- Какие главные смысловые акценты нужно расставить в этом докладе?

- Я бы назвала несколько стержневых частей. Перво-наперво - подготовку совместного, смольнинско-мариинского плана законотворческой работы, который должен быть подписан губернатором и председателем ЗС в ближайшее время. Сердцевиной его станут, вероятно, корректировки городского Устава, начатые еще в прошлом году - для приведения его в соответствие с федеральными канонами. И если минувшей осенью мы касались органов исполнительной власти, уточняя полномочия губернатора и правительства, то впереди предстоит "разобраться" со структурой депутатского корпуса. Не секрет: в 2003-м вошла в силу общероссийская норма, предписывающая субъектам Федерации проводить выборы своих парламентариев, формируя 50 процентов состава от мажоритарных (одномандатных) округов, и еще 50 процентов - из партийных списков. Пока же, напомню, Собрание состоит сплошь из "единоличников", хотя там и существуют партийные фракции. Между тем ближайшие депутатские гонки (в апреле 2007-го) должны пройти по новому правилу, и горизбирком ждет четких ориентиров. А дело это, как понимаете, нелегкое, хлопотное: возможно, придется пересмотреть численность народных избранников и "перенарезать" округа, не забыв, конечно, и о бюджетном финансировании данной схемы. В одиночку с задачей не справиться - поэтому трудимся мы, чиновники и законотворцы, вместе, плечом к плечу. От Собрания работу курируют такие депутаты, как Вадим Тюльпанов, Юрий Гладков, Игорь Михайлов.

- Хорошо. Но ведь есть нестыковки и на политической карте города, что, впрочем, не мешает нам периодически вспоминать о передаче Петербургу неких столичных функций...

- Правительство не обходит вниманием ни одну из подобных "конфликтных зон". Вопрос номер один - это санация административно-территориального устройства нашего мегаполиса. Оперативное руководство осуществляется, как известно, в рамках 18 административных районов, а вот юридическая опора такого порядка вещей, увы, проседает. Нет законодательного описания районных границ, что опять-таки не удовлетворяет федеральным требованиям, а заодно порождает всякие технические коллизии. Что ж, мы устраним их! Образно говоря, стучится в дверь и проблема местного самоуправления. А там не все безоблачно: Собрание и Смольный втянуты в застарелую - наверное, неизбежную - дискуссию по поводу муниципальных образований. Парламентарии предлагают укрупнить маленькие квадраты, сократив их число до районного масштаба (18 МО) или - как вариант - до пределов собственных избирательных округов (50 муниципалитетов). Чиновники же, наоборот, убеждены, что нынешние 111 образований вполне соответствуют духу времени. Грешно наделять местное самоуправление большими полномочиями, нежели те, коими оно сумеет воспользоваться на практике. Полезно не перекраивать "муниципальную сетку" города на Неве, а наполнить деятельность уже имеющихся муниципалитетов новым, позитивным содержанием.

- Слов нет, высокие материи неотделимы от глубинных политических процессов и связаны с ними как сообщающиеся сосуды. Но, согласитесь, народ, массовый электорат волнуют прежде всего простые, приземленные темы...

- Они - главный предмет правительственных и административных забот. Валентина Ивановна четко обозначила стратегическую иерархию наших целей. Уже в первом квартале следующего года должен быть принят закон о минимальной зарплате, не уступающей прожиточному минимуму. То есть самые малообеспеченные петербуржцы станут гарантированно получать около трех тысяч рублей - при обязательной их индексации. Это позволит вывести из тени заработки, выплачиваемые черным налом - в конвертах, без официальной ведомости, поможет оздоровить нашу налоговую систему и ощутимо пополнить казну. Наконец (опять-таки!) упрочить дух законопослушания, тягу к добропорядочности в трудовой и предпринимательской средах.

Власть всячески содействует гражданам в улучшении жилищных условий. Внимание обращается теперь не столько на количество квадратных метров, сколько на реальные доходы той или иной малоимущей семьи. Огромную роль сыграют земельные участки для индивидуального строительства, а также ипотечное кредитование, особенно супружеских пар до 35 лет.

Правда (из песни слов не выкинешь), квартиросъемщики пока еще не бегут сломя голову за кредитами и дотациями. Заметны неуверенность в завтрашнем дне и скептическое восприятие новшеств. Но лиха беда начало: по мере укрепления рыночных связей, здоровой конкуренции, финансовой дисциплины и роста разнообразных услуг такое недоверие будет исчезать, уступая дорогу цивилизованному демократическому общежитию. Об этом, да и не только об этом, говорилось в послании губернатора городским депутатам...

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский

"Мы не должны все время говорить Смольному "да"..."  »
Юридические статьи »
Читайте также