Местная власть набирает силу

Нина Шубина, председатель комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.

Деление державной вертикали на законодательную, исполнительную и судебную ветви дополняется набирающей вес системой местного самоуправления. Конституционный постулат о том, что народ осуществляет свою волю непосредственно, а также через органы государственной власти и самоуправлеченские структуры, реализуется на берегах Невы в виде 111 муниципальных образований, обладающих немалыми правами и возможностями. Так полагает смольнинский куратор всех этих вопросов Нина Шубина.

- Нина Владимировна, что представляет собою наша самоуправленческая модель? Чем владеют муниципалитеты и какова их среднестатистическая бюджетная база?

- Местное самоуправление выступает на практике как власть, сплачивающая воедино определенные сообщества людей, которые с помощью своих депутатов решают повседневные проблемы - ближайшие и городские.

Сразу уточню: я не обмолвилась, назвав самоуправление фактической местной властью, хотя Конституция указывает, что оно не включено в систему государственных органов. Если подходить к делу строго юридически, это, конечно, так, и Основной закон не позволяет нам отклоняться ни вправо, ни влево. Но если смотреть на мир под житейским углом, то нельзя не увидеть, что все муниципалитеты обладают сущностными чертами власти - распорядительными звеньями, четкими полномочиями, параграфами своего устава, каким-то имуществом, бюджетом, официальными границами, правом законодательной инициативы в ЗС. То есть назовем вещи своими именами: местное самоуправление призвано служить властью - но без политического содержания. Властью, целиком обращенной на нужды конкретных сообществ.

На карте Петербурга следовало бы отметить четыре типа муниципальной дислокации: исторический центр, где расположено около 23% всех образований; спальные районы, вбирающие в себя до половины МО; 21 пригородный поселок(19% самоуправленческих ячеек); девять городов-спутников вроде Зеленогорска, Сестрорецка, Кронштадта и т. д. (8% муниципалитетов). Нехитрая арифметика показывает: в городских "воротах" Северной Пальмиры умещается 81 муниципальное образование, а за ними в границах нашего же субъекта РФ раскинулось еще 30.

Первокирпичики нашей демократии отличаются друг от друга по разным признакам. Например, зачастую несопоставим демографический потенциал: от самого крошечного муниципалитета N 35 (поселок Серово в Красногвардейском районе), где проживают 300 человек, до самого крупного - в Колпине с его почти 140-тысячным людским морем. И это нормально, поскольку закон предписывает создавать именно поселенческую модель самоуправления, при которой все ключевые органы власти должны находиться в пределах пешей доступности граждан.

Главной заботой любого муниципалитета является круг важнейших бытовых проблем: озеленение, обустройство дворов и улиц, тревоги по поводу массовой жилищной застройки, а также опека и попечительство, военно-патриотическое воспитание молодежи в школах. Такие темы волнуют всех и каждого, а вот "преломляются" на местах неодинаково: скажем, МО N 21 ("Гражданка") страдает от нехватки транспортных средств, а у их соседей из муниципалитета N 20 ("Финляндский округ") иная, противоположная беда - из-за перенасыщенности дорог машинами, автобусами и маршрутками в воздухе стелется густой шлейф выхлопных газов.

Все это требует эффективных и неотложных мер, а они просят денежных вливаний. Но муниципалитеты обладают разными финансовыми возможностями. Самые скромные доходы едва дотягивают до 2,5 миллиона рублей, а наиболее преуспевающие самоуправленцы, чьи "угодья" счастливо раскинулись в кредитоспособных промышленных зонах, владеют наличностью под 70 миллионов. А среднестатистический кошелек вмещает 10 - 20 миллионов дензнаков. Задача же города - постепенно выравнивать базовый уровень МО, давая всем гражданам шанс на справедливую часть общественных благ.

Такова реальность. Но вспомним, как хотели мы все свободного рынка и экономической демократии. Что ж, медовый месяц ожиданий прошел: надо учиться зарабатывать и тратить, хозяйствовать и хозяйничать! И многие уже научились: у доброй половины МО - профицитные бюджеты... - Наверное, никто не отрицает пользу от всего этого. Но в чем состоят основные права и обязанности самоуправленческих "приволий"? И что ожидают муниципалы от своих сограждан здесь и сейчас?

- Обязанности МО понятны, а права (морально-юридическая экипировка!), как говаривали раньше, вполне соответствуют сложности задач. Правовые акты, принятые на местах и в рамках муниципальной компетенции, не подлежат отмене со стороны органов госвласти. Более того, все просьбы и жалобы муниципалитетов и муниципалов подлежат непременному рассмотрению в тех инстанциях, куда они направлены, и теми должностными лицами, коим они адресованы...

Чего ожидают активисты от сограждан? Участия в жизни своего маленького округа, посильной работы по уборке мусора и озеленению, по обустройству детских площадок и санитарному контролю за подъездами и лестницами. Создания добровольных товариществ и домкомов. Короче, объединения неравнодушных людей. Разумеется, состоятельная публика вправе пойти на большее - безвозмездно перечислить денежные суммы, которые помогут завершить или ускорить общеполезную программу, довести до ума какой-либо проект. Благородные порывы можно только приветствовать.

- А часто ли мы наблюдаем их? Не слишком ли рано перешла Россия к принципу самоорганизации людей?

- У нашей страны огромный исторический опыт самоуправления, уходящий корнями в народные вече Древней Руси. Позднее были сельские земства и городские думы, а в недавние времена ту же функцию с успехом выполняли районные советы. И хотя понятие "муниципалитет" объявлялось тогда буржуазным и вредным, мы-то, управленцы-аппаратчики, отлично понимали, что сие означает в теории, а что - по жизни.

Вот почему откладывать самоорганизацию, отодвигать ее на социальные задворки нельзя ни под каким предлогом. Необходимо уяснить: МСУ - не просто очередная оригинальная новинка. Это механизм, формирующий гражданское общество и воспитывающий демократическую ответственность. Дороже всего - кропотливая работа, позитивное развитие, восстановление ценных традиций. Не будем сводить все к одному чистогану, как не будем и отмахиваться от него в нашу суперпрактичную эпоху, когда, увы, на банковский счет смотрят порою почтительнее, чем на наградное свидетельство. Что делать? Нужно выбирать золотую середину, не допуская, чтобы свобода обернулась анархией, а самоуправление - самоуправством.

В Петербурге есть муниципалитеты, где народ буквально рвется в бой, вникает во все мелочи и даже избирает главу образования, не передоверяя подобное "священнодействие" членам местного МО. Округ N 78 в Центральном районе - наглядная тому иллюстрация. Я верю, пройдет несколько лет - и вы не узнаете город, не узнаете людей.

- Так, может быть, преобразовать Северную Пальмиру в единый муниципалитет, упразднив все 111 квадратиков и кружочков, дабы культурная столица России росла как богатырский самоуправленческий монолит?

- Красиво звучит, но не стыкуется с прозой жизни. Петербург, как и Москва, по конституционной норме город федерального значения, то есть ядро, существующее отдельно от своей области. А российский закон, утвержденный в октябре 2003-го, повелевает обоим мегаполисам создавать самоуправленческие гнезда на частях территории, а не отливать единый муниципальный стержень. Все элементарно: чтобы сформировать общий местный совет, нужно потерять статус города федерального значения - стало быть, слиться с Ленинградской областью или кем-нибудь еще. Но хотят ли наши соседи такого братания? Их тоже не мешает спросить на сей счет.

Зачем нам громадный муниципалитет? Наша 111-звенная самоуправленческая цепочка и так тянется чуть не на 200 километров - от Ржевки - Пороховых до Красного Села и от поселка Смолячкова до поселка Саперное. В Москве, кстати, гнезда многочисленнее - аж 129 МО! А вот финансовая подпитка там поскуднее: питерским ячейкам дается 2,5 процента от средств городской казны, а первопрестольные довольствуются 0,23 процента. Да и полномочий у нас больше. Столь приятные выводы сделала думская комиссия по местному самоуправлению на недавнем выездном заседании в Петербурге. Так что фантазировать мне не нужно...

- Ну и когда, Нина Владимировна, задышим мы полной грудью "в эту пору прекрасную"?

- Знаете, естественные процессы в отличие от искусственных, надуманных должны разворачиваться в естественных же условиях - со всеми плюсами и минусами внешнего окружения. Не ставьте перед собой планетарных, сказочных целей, а сотрудничайте с муниципалами, ходите на выборы, выдвигайте, наконец, свою кандидатуру в начальники. И когда-нибудь - скорее всего внезапно - вы ощутите, что у вас в доме эта пора уже наступила...

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский

Изменения в Налоговом кодексе  »
Юридические статьи »
Читайте также