А кто у руля?

Объединение усилий и координация действий всех, кто отвечает за ситуацию с транспортом, - единственный способ разгрузить городские автомагистрали.

У семи нянек...

По словам Ильфа и Петрова, все люди делятся на пешеходов и автомобилистов. Однако при кардинально различных способах передвижения обе категории граждан в последние годы объединены поиском решения общей проблемы - транспортных пробок. В Петербурге это стало настоящим бедствием, ущерб от которого еще никто не пытался подсчитать. А в его гигантских размерах сомневаться не приходится.

Во-первых, катастрофическая скученность на дорогах довольно быстро эти самые дороги и их окрестности выводит из строя. От выхлопных газов двигателей, работающих на холостом ходу, радикально ухудшается окружающая среда. Изрядная загазованность воздуха в центре города приводит к резкому росту сердечно-сосудистых заболеваний. Да и нервные клетки, как известно, не восстанавливаются. Не стоит забывать и о пагубном влиянии топливных выбросов на фасады исторических зданий, а это почти все дома в центральных районах города. Потери от сожженного вхолостую горючего также не способствуют процессу улучшения климата - в данном случае климата экономического, как не помогает ему и такое следствие пробок, как многочисленные опоздания горожан на работу.

При всей сложности ситуации до сих пор не ясно, кто в городе "отвечает за пробки", вернее - за их отсутствие. На сегодняшний день удалось насчитать семь организаций, напрямую связанных с проблемой улучшения дорожного движения. Помимо ГИБДД вопросами обеспечения движения транспорта на улицах северной столицы в той или иной мере занимаются ГУП СМЭП ГУВД, комитеты городской администрации соответственно по транспорту, по благоустройству и дорожному хозяйству, по содержанию жилищного фонда, районные территориальные управления и, наконец, ГАТИ. Ну как тут не вспомнить несчастное дитятко семи нянек...

Из-за чего возникают пробки и как решить проблему их возникновения? Кто координирует работу семи вышеупомянутых структур, если, конечно, кто-нибудь этим вообще занимается? Именно этой злободневной теме и будет периодически уделять пристальное внимание "Невское время".

Итак, по порядку. Первым, безусловно, следует упомянуть ГИБДД.

Кто ответит за дороги?

По мнению начальника Главного управления ГИБДД России Виктора Кирьянова, пробки на дорогах возникают под влиянием многих факторов. Как в Нью-Йорке, Мексике и Москве, они появляются в Петербурге из-за того, что количество транспорта резко увеличилось, а состояние дорог, светофоров и дорожных разметок осталось прежним. Сразу же увеличить полосность дорог, конечно, нельзя. Для этого придется затратить многие миллионы рублей. Но правительство России по отношению к Петербургу готово пойти на этот шаг. В первую очередь планируется построить скоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва, во-вторых, построить объездные дороги для большегрузного транспорта.

Но пробки на дорогах возникают не только из-за отсутствия объездных магистралей. По мнению Виктора Николаевича, стоит разобраться и с "незначительными" ДТП. Ведь при столкновении на оживленной трассе, а тем более в центре города возникает огромная очередь автомобилей, которые пытаются обогнуть место аварии. В свою очередь участники ДТП не переставляют свои машины на обочину, поскольку могут лишиться страховых выплат. И ждут дорожных комиссаров, которые зафиксируют место происшествия. Виктор Кирьянов уверен - крайне необходимо внести в проект закона о страховании отмену выездов страховщиков на места незначительного дорожного происшествия. А водителям дать право обменяться данными о себе и разъехаться. В этом случае многие пробки на оживленных магистралях уйдут в прошлое. Но пока что это только в планах.

Конечно, на пробки резко влияет не только приток автомобилей, но и отсутствие реакции соответствующих служб на дорожные проблемы. Ведь всем водителям знакома, например, ситуация, когда из-за неработающего светофора возникают не только пробки, но и серьезные аварии. Многим горожанам известно одно из злополучных мест для автолюбителей - пересечение Бухарестской улицы и улицы Фучика. Почему-то здесь после шести часов вечера светофор выключается и переходит в режим желтого сигнала. И водители в абсолютной панике не знают, когда им проезжать, а когда остановиться.

За состояние дорог Петербурга и Ленобласти, по мнению некоторых водителей и пешеходов, не отвечает никто. Но это впечатление обманчиво. Во-первых, существует служба дорожной инспекции и организации дорожного движения (ДИ и ОД), которая состоит из двух подразделений: центра телеавтоматического управления движением автотранспорта и 3-го отдела УГИБДД. Как сообщили "НВ" в ГИБДД СПб и ЛО, сферой деятельности службы является территория Петербурга и административно подчиненных ему районов. Главной задачей службы ДИ и ОД является обеспечение соблюдения всеми ведомствами безопасности дорожного движения, а также сбор и обработка информации о состоянии транспортных потоков.

Функции отдела: рассмотрение, выдача заключений и согласование проектов дорог, дорожных сооружений и их обустройство; согласование схем организации движения на период производства работ, утверждение дорожных знаков на автомобильные дороги и схем дорожной разметки. В сферу деятельности включается и управление движением с диспетчерского пульта при необходимости вмешательства.

Насколько эффективно эти функции выполняются - судите сами.

Сотрудники отдела также рассматривают и согласовывают маршруты перевозки опасных грузов, маршруты движения пассажирского транспорта, выдают пропуска на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по территории области.

Но, по мнению Виктора Кирьянова, только комплексные меры, включающие в себя принятие новых законопроектов, направленных на уменьшение потока машин, позволят избежать в Петербурге того безобразия на дорогах, которое творится в еще более крупных городах.

Не ругайте комитет!

Есть в городе комитет по транспорту. Его возглавляет Александр Дацюк. Комитет в первую очередь занимается организацией транспортного обслуживания населения Петербурга. Также комитет согласовывает условия производства строительных, дорожных, аварийно-восстановительных и других работ на транспортных магистралях. Кроме этого, транспортники из администрации следят за тем, чтобы в Петербурге соблюдалось законодательство, касающееся обслуживания населения железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

- Не ругайте комитет по транспорту, - попросил Олег Матвеев, заместитель председателя этого ведомства. По его словам, ситуация с пробками в городе действительно аховая. И к сожалению, до сегодняшнего дня комитету по транспорту не удалось хоть как-то ее разрешить. "Увы и ах, мы лишь эпизодически затыкаем дыры", - признается Матвеев.

Однако Олег Анатольевич уверен: ситуацию все-таки можно исправить. В следующем году, например, в городе начнут реализовывать комплексную систему организации дорожного движения. Она включает организацию одностороннего движения, работу по содержанию дорожного хозяйства и такие, казалось бы, мелочи, как нанесение "зебр" и покраску дорожных знаков. Комплексная программа рассчитана на три года. Из бюджета на 2005 год для ее реализации выделено 94 млн рублей.

Кстати, Олег Матвеев и сам нередко страдает от дорожных заторов. Из-за пробок он не раз опаздывал на важные встречи и совещания. Кроме того, Олегу Анатольевичу доставляет много неудобств добираться домой на машине - ведь возле станции метро "Пионерская" вечером практически невозможно проехать.

Мы отдаем себе отчет, что лишь обозначили проблему. На самом деле она настолько обширна, что потребуется еще много публикаций, прежде чем появятся положительные результаты.

О вкладе остальных пяти "нянек" в решение дорожных проблем - в следующих номерах "НВ".

Михаил Буренин, Вероника Рубцова, Тимофей Кирпичников

Крепостное товарищество  »
Юридические статьи »
Читайте также