Почему дорожает транспорт

В комитете по транспорту считают: проезд в маршрутке дороже 17 рублей стоить не должен.

Вероника Рубцова

Муниципальный транспорт в Петербурге все последние годы находился в состоянии, близком к агонии. По данным социологических исследований, транспортный коллапс неизменно оказывался в тройке основных городских проблем. И если бы не маршрутки, проехать из точки "А" в точку "Б" в принципе было бы очень и очень сложно...

Как сообщало "НВ" ранее, стоимость проезда в общественном транспорте и на метрополитене в 2005 году составит 10 рублей за одну поездку.

На вопросы "НВ" отвечает Олег Матвеев, заместитель председателя комитета по транспорту.

- Представители комитета по транспорту, объясняя рост цен на проезд в городском транспорте, многократно утверждали, что его причиной является наличие большого числа льготников, имеющих право бесплатного проезда, и заявляли, что в случае отмены этих льгот цены за проезд можно было уменьшить. Льготы отменили, а тарифы все равно повысили...

- Льготные категории все равно останутся. Ведь статью от 22.08.2004 N 122-ФЗ никто не отменял. Бесплатно в общественном транспорте, например, могут ездить дети-сироты, Герои, сотрудники органов внутренних дел, ФСБ. Хочу заметить, что этих людей в нашем городе довольно-таки много.

Кроме того, город продолжает регулировать тариф для школьников и студентов. Сколько будет стоить проездной билет для молодых людей, я пока сказать не могу - этот вопрос будет решаться на одном из ближайших заседаний правительства.

Кстати, сейчас в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли решается еще один вопрос: сколько будет стоить проездной длительного пользования для взрослого петербуржца. Но я могу сказать точно: единый проездной покупать будет выгоднее, чем каждый раз платить кондуктору по десять рублей. В 2004 году, скажем, единый проездной стоил 430 рублей, льготная составляющая - 46 процентов. В 2005 году льготная составляющая несколько уменьшится. Однако все равно она будет порядка 30 процентов.

- Куда пойдут вырученные от повышения тарифов деньги?

- Транспорт во всем мире стимулируется дотациями. Петербург - не исключение. На следующий год правительство города решило значительно уменьшить дотационную составляющую. По подсчетам специалистов, объем покрытия расходов транспортных предприятий доходами должен составить 80-97 процентов.

Кроме того, в 2005 году на маршрутах городского пассажирского транспорта в Петербурге будут работать новые автобусы, троллейбусы и трамваи. Например, вчера состоялась передача 25 новых автобусов и 5 троллейбусов. Между тем принято решение закупить для города 230 новых автобусов, 55 троллейбусов и 35 трамваев. Приобретение нового подвижного состава позволит улучшить транспортное обслуживание населения.

Напомню, что в 2004 году количество новых автобусов и троллейбусов на петербургских маршрутах увеличилось на 10 процентов. При этом в городе было открыто б новых маршрутов.

Повышение тарифов - это вынужденное решение, так как в стоимость билета заложена инвестиционная составляющая. Это позволит и дальше обновлять парк автобусов и троллейбусов, износ которого достиг сегодня 70 процентов.

Появятся новые автобусы и троллейбусы - исчезнут на дорогах пробки и сократится время ожидания транспорта на остановках. По нашим подсчетам, интервал движения 18 городских маршрутов существенно изменится: раньше он был 20-30 минут, а в 2005 году станет 10 20 минут.

- Известно, что город закупил комфортные автобусы "Скания". Почему они теперь ездят по улицам в качестве больших маршруток?

- Уверяю вас, все социальные "Скании" возят пассажиров по регулируемому тарифу, а шведские автобусы по 12-15 рублей - коммерческие и принадлежат частным перевозчикам. Кстати, в следующем году частные перевозчики планируют 900 разваленных и дребезжащих "Газелей" заменить на 600 автобусов большей вместимости, таких как "Мерседес" или ПАЗ.

- Если в общественном автобусе проезд будет стоить 10 рублей, страшно предположить, сколько будет стоить маршрутка...

- Проезд в маршрутке будет стоить не более 17 рублей. Это максимальная планка, которая установлена нашим комитетом и комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли для частных перевозчиков. Думаю, некоторые маршрутки будут даже дешевле. Ведь в среде частных перевозчиков идет жесткая конкуренция, главным "призом" которой являются, например, определенные маршруты.

- Правительство повышает тарифы с 1 января, когда, по-вашему, изменят стоимость проезда частные перевозчики?

- Как показывает практика, плата за проезд в "Газелях" изменяется спустя два месяца после повышения тарифов на общественном транспорте.

Депутаты считают: если льготы отменяют, цены расти не должны.

Виктория Работнова

Информация о том, что с 1 января 2005 года проезд на всех видах городского общественного транспорта будет стоить 10 рублей (соответствующее решение во вторник приняло городское правительство), крайне заинтересовала депутатов Законодательного собрания, которые только что приняли и городской бюджет на 2005 год, и законы, согласно которым отменяется право льготников на бесплатный проезд на общественном транспорте, а взамен выплачиваются денежные компенсации.

Депутат Михаил Амосов направил запрос председателю комитета по транспорту Александру Дацюку, депутат Алексей Ковалев - запрос губернатору. В обоих запросах говорится о схожих проблемах. Заключаются они в следующем.

Известно, что сейчас проезд на всех видах наземного общественного транспорта стоит 7 рублей, в метро - 8 рублей, при этом значительное количество граждан имеют право бесплатного проезда, и представители комитета по транспорту не раз заявляли, что те, кто платит за проезд, платят за себя и за льготника. Между тем с 2005 года льготы отменяются, и все пассажиры будут платить за проезд. К тому же и в 2005 году общественный транспорт продолжает дотироваться из бюджета.

Представители администрации уже заявляли, что необходимость дотаций связана с тем, что студенты и школьники будут пользоваться льготными карточками. Но и стоимость этих карточек растет.

Депутаты просят сообщить им, какова себестоимость проезда по разным видам общественного транспорта в 2004 году и какой она планируется на 2005 год, какова структура затрат, относимых на стоимость проезда в 2004-2005 годах, и какие дотации из бюджета Санкт-Петербурга получал и получит городской общественный транспорт в 2004-2005 годах. Только получив эту информацию, можно судить о том, насколько обосновано повышение платы за проезд. О том, что ответит администрация, "НВ" обязательно проинформирует читателей.

И еще одна "транспортная" тема депутатского запроса, касающаяся отмены бесплатного проезда для пенсионеров. Депутат Олег Нилов направлял запрос относительно возможности введения для пенсионеров льготного проездного билета. Увы, ответ оказался отрицательным - депутату сообщили, что введение специального льготного проездного билета считают "нецелесообразным".

Причины изложены такие. Во-первых, "при льготной стоимости билета возникают потери доходов предприятий пассажирского транспорта вследствие передачи билетов членам семьи, сторонним лицам, а также продажи билетов лицам, не имеющим льгот на проезд, по стоимости ниже установленной цены на единый месячный проездной билет, что приведет к необходимости выделения дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга". Во-вторых, "возможны потери доходов предприятий пассажирского транспорта от сбора проездной платы с пассажиров вследствие подделки специальных льготных проездных билетов". В-третьих, "потребуется выделение дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на покрытие расходов на изготовление билетов со степенями защиты от подделок, а также на выдачу билетов".

Льготные проездные билеты для пенсионеров существуют в ряде стран и никаких проблем с их использованием не возникает. Отличить их от обычных проездных билетов несложно - они другого цвета, и при необходимости владелец такого билета должен показать водителю автобуса или трамвая свое пенсионное удостоверение. Поэтому передать там кому-то другому такой билет просто невозможно - или можно нарваться на крупный штраф.

Что касается подделок, то риск, конечно, существует - но с таким же успехом мошенники могут подделывать и обычные проездные билеты. Или льготные билеты для студентов или школьников. Но этих опасений администрация не высказывает... Может быть, эту практику стоит применить и в Петербурге?

Вероника Рубцова, Виктория Работнова

Ветераны могут выбирать  »
Юридические статьи »
Читайте также