Конкурс без итогов

Третий день городская конкурсная комиссия не сообщает итоги состоявшегося еще в пятницу конкурса на право обслуживания маршрутов городского пассажирского транспорта.

Длительный период молчания косвенно подтверждает давно уже циркулировавшие слухи, что новый (изложенный в условиях конкурса) принцип работы городского общественного транспорта имеет врожденные недостатки.

Если раньше маршруты город продавал в розницу, то с нового года решил выставлять их на конкурс оптом, крупными пакетами. В пакеты входят как коммерческие, так и социальные маршруты. Фирма-победитель обязана будет возить людей и обычными маршрутками по рыночным ценам, и автобусами, цены билетов и проездных в которых определены городом.

Умозрительно такая схема имеет массу достоинств. До сих пор на выгодных коммерческих маршрутах сидели частники, а город гонял автобусы по не столь доходным улицам, возил за свой счет льготников, да и с обычных пассажиров брал по тарифу ниже, чем в маршрутках. В итоге дотации «Пассажиравтотрансу» в прошлом году составили 800 миллионов рублей (хотя по тому, как ходили автобусы, этого не скажешь). Передав ответственность за социальные перевозки тем же частникам, город планирует снизить размер дотации примерно на 40 процентов, хотя доплачивать коммерсантам за их социальные функции все равно придется.

Пакеты с умыслом сделаны настолько крупными (все пассажирские автоперевозки «упакованы» всего в 62 лота), что это сразу отсекает от участия в конкурсе мелкие и средние фирмы, от которых, по общему мнению, идет все зло. Именно они, как считается, выпускают на линию неисправные и грязные машины, у них водителями работают мигранты, которые носятся как угорелые и попадают в аварии, и так далее. А крупный перевозчик по определению подконтролен, прозрачен и чист.

Город в последнее время вообще полюбил солидных партнеров, оптовых покупателей: в топливном бизнесе — «ЛУКОЙЛ», которому позволили разом выкупить 30 пятен под новые АЗС, в строительстве — Шанхайскую инвестиционную компанию, которая без конкурса получает 180 гектаров земли на морском побережье. Дошла очередь и до пассажирского рынка.

Однако умозрительные соображения в транспортном конкурсе если и оправдались, то не в полной мере. Условия, которые поставил город — в первую очередь об обязательном использовании больших автобусов (на каждом маршруте не менее десяти), отсекли все фирмы, владеющие парком «Газелей». А «Пассажир-автотранс», имеющий автобусы в достатке, не имеет необходимого числа маршруток. Те, кто имеет и автобусы, и стандартные маршрутки, «пролетают» мимо конкурса, потому что город потребовал использовать в качестве маршрутных такси не привычные «Газели», а современные микроавтобусы вместимостью не менее 20 человек. Есть фирмы, владеющие парком микроавтобусов «Мерседес», — они подходят под этот критерий, но у них нет больших автобусов. Неудивительно, что предварительный конкурс в октябре прошлого года провалился полностью, конкурс в январе тоже ничего не решил, окончательный должен был состояться в феврале, но его перенесли на 18 марта. И все равно примерно треть лотов «продать» не удалось — не было желающих.

Очевидно, что задуманная городом схема неизбежно трансформируется. Победители не смогут выполнять обязанности своими силами и вынуждены будут привлекать субподрядчиков — мелкие фирмы, которые пока что остались не у дел. Поскольку часть выручки им придется отдавать хозяевам маршрутов, это или повысит цены, или еще больше ухудшит состояние парка и культуры вождения. Владельцы средних автопарков опасаются, что под угрозой безработицы им придется работать на хозяина-посредника, по сути, бесплатно — лишь бы не выгнали. В комитете по транспорту ожидают, что новая организация перевозок обеспечит приток инвестиций в общественный транспорт, приведет к обновлению парка, к тому, что социальные автобусы будут ходить не реже, чем «тэшки», да и сами маршрутки станут другими. Однако проблемы, выявившиеся на стадии конкурсов, пока не дают повода для такого оптимизма.

В. Владимиров

Суд запретил Великолукскому мясокомбинату использовать элементы товарного знака "Микоян".  »
Юридические статьи »
Читайте также