Реформенная авария Передел рынка пассажирских перевозок отложили на год

Вчера комитет по транспорту Санкт-Петербурга продлил договоры с городскими коммерческими перевозчиками - обслуживаемые компаниями маршруты сохраняются за ними до 31 декабря. Это означает, что Смольному не удалось провести реформу транспортной системы, целью которой было до 1 мая перераспределить рынок коммерческих перевозок в пользу ГУП "Пассажиравтотранс". Впрочем, перевозчики полагают, что городские власти обязательно предпримут попытку отыграться - ведь объем рынка коммерческих перевозок оценивается в 3-4 млрд рублей в год.

С 1 мая этого года город предполагалось поделить на зоны (лоты), объединяющие социальные и коммерческие маршруты, разыграв их на конкурсе. Каждый такой лот должна обслуживать одна компания, выигравшая конкурс. Экономический смысл реформы, затеянной городскими властями в конце 2003 года, был очевиден. Согласно аналитической записке комитета по транспорту, доля городского монополиста ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) на рынке коммерческих перевозок по итогам конкурса должна была увеличиться с нынешних 5% до 33-44%, а в социальном, убыточном, секторе, наоборот, снизиться с 95% до 42%. Таким образом, реформа должна была увеличить выручку ПАТ и, как следствие, снизить дотации в его адрес из городского бюджета, составляющие примерно 800 млн рублей в год. Принимая во внимание, что выручка коммерческих компаний достигает 3-4 млрд рублей в год, понятно, что за счет увеличения доли ПАТ в коммерческом секторе власти легко могли бы избавиться от необходимости дотировать убыточный ГУП.

Чтобы претворить свой план в жизнь, Смольный придумал поделить зоны между перевозчиками на конкурсной основе. Условия конкурса были составлены так, что соответствовать им мог только ПАТ. Например, участнику конкурса необходимо было иметь транспорт большой вместимости, которого у подавляющего большинства частных компаний нет. Если учесть, что стоимость одного автобуса составляет $50-100 тыс., то малые перевозчики ввиду дефицита средств автоматически выбыли из числа претендентов на разыгрываемые Смольным зоны. Бизнес крупных игроков тоже оказался под угрозой: соотношение количества большой и малой техники в их парках ограничивало количество лотов, на которые они могли претендовать („Ъ" писал об этом).

Таким образом, если бы Смольный провел реформу, то на рынке осталось бы лишь несколько компаний. Понятно, что такая ситуация вызвала недовольство подавляющего большинства перевозчиков. Один из них, ООО "Престиж-авто", обратился в Арбитражный суд, настаивая на незаконности конкурсных условий. Как уже писал „Ъ", суд иск удовлетворил, однако, отменяет ли решение суда всю реформу, до сих пор оставалось неясным. К тому же комитет по транспорту собрался подавать апелляцию, а губернатор Валентина Матвиенко потребовала от председателя комитета по транспорту Павла Дацюка запустить, несмотря ни на что, новую систему пассажирских перевозок с 1 августа.

Как бы там ни было, но Смольный решил не искушать судьбу и отложить реформу до следующего года. Заместитель председателя транспортного комитета Игорь Маилов заявил вчера, что власти собираются провести новый конкурс в сентябре. При этом „Ъ" стало известно, что Смольный продлил договоры с рядом перевозчиков по старой схеме (на обслуживание отдельных маршрутов) до 31 декабря 2005 года. Это означает, что, даже если конкурс действительно будет объявлен в сентябре, заработает новая система самое раннее - с 1 января 2006 года. Участники рынка единодушно отмечают, что вторая атака чиновников на их бизнес будет более подготовленной. "Так или иначе, но Смольный попробует взять реванш за провал реформы в этом году", - сообщил „Ъ" руководитель одной из частных транспортных компаний, пожелавший не называть своего имени. „Ъ" будет следить за развитием событий.

Иван Ступаченко

Тем хуже для фактов  »
Юридические статьи »
Читайте также