Транспортная реформа: Полный провал

Председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк рассчитывает нынешней осенью провести повторный конкурс среди перевозчиков по обслуживанию лотов, для чего готов уже сейчас начать консультации с транспортными компаниями.

Председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов убежден, что бессмысленно доверять организацию еще одного мероприятия чиновникам, которые с треском провалили в городе реформу транспорта. Конкурсная комиссия отменила объявленный властями конкурс на право обслуживания автобусных маршрутов по новой схеме зональных лотов.

Благая цель

Напомним читателям, что Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), которому городское правительство поручило разработку новой идеологии реформы пассажирского транспорта, внес коррективы по формированию и порядку маршрутной сети. «Изюминкой» стали зональные лоты. Победитель лота получал право обслуживать на маршруте одновременно и социальные, и коммерческие перевозки.

Цель была благая — поставить компании разных форм собственности в равные условия и сократить число социальных перевозок, которые осуществляет ГУП «Пассажиравтотранс», до 50%. Пока на долю коммерческих компаний приходится лишь 4% социальных перевозок. И ГУП продолжает доить бюджет, оставаясь при этом убыточным предприятием. Так, только за 2002—2004 годы, по данным депутатов, государственному предприятию было выделено свыше 1 млрд. руб. на приобретение автобусов. Кроме того, ГУП имеет льготы на арендную плату, и город по этой причине недополучает ежегодно до 300 тысяч долларов.

Реформа транспорта и задумывалась для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, сократить расходы на социальные перевозки, одновременно повысив гарантированный уровень обслуживания населения, чтобы наконец добиться прихода инвестиций в отрасль. Намечалось, что уже к нынешнему июню ГУП станет рентабельным предприятием. Предусматривалось в 2005 году увеличить объем перевозок на 10%, в 2006-м еще на 10%.

Невыполнимые условия

Город предложил бизнесу 62 городских и 49 пригородных зональных лотов. Однако заявки на участие в конкурсе подали лишь 25 компаний, хотя в городе их насчитывается несколько сотен. При этом на 8 городских лотов вообще не было подано ни одной заявки. Пригородными лотами заинтересовались только 13 предприятий. При этом заявки не поступили на 32 пригородных лота. Комиссия подвела предварительные итоги конкурса 18 марта. По 13 лотам победителем был признан ГУП «Пассажиравтотранс», по 1 лоту — ОАО «Третий парк». Победителем 4 пригородных лотов стал ГУП и 1 лота — ОАО «Третий парк».

Остальные участники не смогли выполнить условия конкурса. Срок заключения контрактов был перенесен на 1 мая. Однако ни ПАТ, ни ОАО «Третий парк» контракт с Комитетом по транспорту так и не подписали. Более того, 21 апреля арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Престиж-авто» и признал незаконными действия Комитета по транспорту «по утверждению конкурсной документации к открытому конкурсу на право осуществления пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам»

Все произошедшее дало право наблюдателям сделать вывод, что чиновники предложили для бизнеса невыполнимые условия.

Кому-то выгодно доить бюджет

На пресс-конференции в ИА «Росбалт» Владимир Барканов заявил, что условия контракта (а они предусматривали наличие парка автобусов большой вместимости, производственной базы, ремонтных и диспетчерских служб и т.п., всего 10 основных критериев) разрабатывались специально под одну компанию — ГУП «Пассажиравтотранс». Комитет по транспорту, который принимал участие в разработке условий конкурса, отдал преференции именно ГУПу. Несложно сделать вывод, что реформа проводилась лишь для того, чтобы ГУП отхватил для себя кусок сладкого пирога коммерческих перевозок. Общую емкость этого рынка специалисты оценивают в 3—4 млрд. долл.

Г-н Барканов считает, что ситуация на рынке пассажирских перевозок в связи с провалом реформы ухудшилась — сократилось число социальных маршрутов.

Депутата волнует, что транспортные компании перестанут верить власти, которая поставила ряду компаний подножку. Так, ООО «Сеть пассажирских перевозок», ООО «Вест-сервис», ООО «Питер-авто», ЗАО «Такси-2», ООО «Балтикстар» приобрели для социальных перевозок около 160 автобусов большой вместимости на сумму 380 млн. руб. Однако теперь им будет сложно окупить столь крупные инвестиции. При этом страдает население, ведь некоторые компании предлагали в заявках на конкурс стоимость проезда в 6—7 рублей.

В провале реформы депутат обвиняет Комитет по транспорту. Причем он считает, что реформа была провалена намеренно, так как кому-то выгодно, чтобы все оставалось по-прежнему и «Пассажиравтотранс» продолжал получать дотации из бюджета.

Депутат убежден, что нужны решительные меры, и заявляет, что в одной из депутатских комиссий зреет решение о вотуме недоверия вице-губернатору Олегу Виролайнену, который отвечает за городское хозяйство.

Г-н Дацюк, напротив, не считает, что с провалом конкурса ситуация на автобусных маршрутах ухудшилась. По сути, отмечает он, ничего не изменилось, до конца года продолжают действовать все прежние договоры перевозчиков с Комитетом по транспорту. А на маршруты скоро встанут 150 новых больших автобусов, так что положение только улучшится.

Глава транспортного ведомства встал на защиту разработчиков документации конкурса. Она была подготовлена совместно с КЭРППиТом и согласована с Управлением по антимонопольной политике.

Нелли Богорад

Жилкомхоз: Поддайте газу хотя бы бедным!  »
Юридические статьи »
Читайте также