«Будем спотыкаться, но двигаться дальше...»

Изданный в мягком переплете Жилищный кодекс Российской Федерации стал бестселлером, переплюнув по рейтингам продаж романы известных детективных авторов. Восьмидесятистраничную брошюру спрашивают в книжных магазинах и киосках, торговцы-ручники предлагают кодекс пассажирам в вагонах метро и электричек. Популярность издания объясняется не художественным интересом, а суровой необходимостью.

Граждане разного возраста и социального положения уже осознали: закон, в статьях которого не всякому дано разобраться самостоятельно, лучше иметь под рукой, потому что в большей или меньшей степени он затрагивает интересы каждого. Как и прописанная в кодексе жилищная реформа, которая, как бы к ней ни относиться, уже стала фактом нашей жизни. В этом ряду и принятый городским правительством законопроект о повышении с 1 июля тарифов на жилищно-коммунальные услуги, и проводимые конкурсы на заключение договоров по обслуживанию жилых домов частными управляющими компаниями.

На старте подготовки к отопительному сезону в новых условиях наш корреспондент Эмма Беленкова встретилась с председателем жилищного комитета Санкт-Петербурга Юнисом Лукмановым.

— Юнис Халитович, тяжелейшая болезнь нашего жилкомхоза — хронический недоремонт. При нормальном развитии жилищной реформы сколько лет потребуется, чтобы эту ситуацию переломить?

— При оптимистичном прогнозе... лет двадцать пять.

— Ничего себе...

— А что вы хотите? Сегодня каждый седьмой дом, то есть почти 15% жилищного фонда, требует комплексного капитального ремонта, 60% — выборочного. В деньгах недоремонт исчисляется двумя городскими бюджетами. Обслуживать насыщенное коммуникациями разваливающееся хозяйство чрезвычайно сложно. Поэтому ждать от жилищников быстрых и кардинальных перемен нереально. Тем не менее положительные сдвиги, надеюсь, горожане все-таки замечают. И лестницы стали убираться лучше, и мусора во дворах меньше. Или приведу такой маленький пример. Прошлой зимой от сосулек пострадали 63 человека, а нынешней — 25. Это тоже результат.

— Ваш оптимизм основывается только на произошедших структурных преобразованиях?

— Не только. Значительно увеличено бюджетное финансирование. Если в прошлом году на работы по капитальному ремонту было выделено 2 млрд рублей, то в текущем — 4,7. Если в прошлом году было отремонтировано 1200 лестничных клеток, то в нынешнем запланировано отремонтировать 4,5 тысячи. И это не предел! Можно сделать еще больше, если перебросим на текущий ремонт средства, которые снимаются с жилкомсервисов за некачественное обслуживание тех же объектов.

Хочу высказать жесткую позицию комитета в этом вопросе: если в парадном нет металлической двери с замком, ни о каком ремонте не может быть и речи. Бесполезная трата денег. И напротив, если жильцы своими силами еще и домофон установили или организовали консьержную службу, такая лестничная клетка обязательно должна быть отремонтирована уже в текущем году.

— А что показывает барометр обратной связи с населением?

— В комитете фиксируются как письменные обращения, так и телефонные звонки. За первый квартал нынешнего года количество жалоб от горожан сократилось более чем на 30%. На контроле также жалобы, исполнение которых по тем или иным причинам откладывается. Мы анализируем, насколько обоснован перенос работ по заявке на более поздний срок. И принимаем меры.

— Наши читатели отмечают, что районная власть на сигналы снизу все-таки реагирует вяло. Вот когда в Смольный напишешь, а «сверху» спустят бумагу в район, тогда можно надеяться на какое-то движение. Такую систему вертикального реагирования разве можно считать эффективной?

— Согласен, на районном уровне зачастую работа с населением ведется не так, как хотелось бы. Мы бьемся за то, чтобы количество обращений и жалоб можно было представить в форме пирамиды. Устойчивой, с широким основанием, пологими гранями и небольшой высоты. Основание — это максимум жалоб в нижние инстанции, на уровне жилкомсервисов и жилищных агентств. Верхушка — минимум обращений в комитет и на имя губернатора.

— Как выглядит грядущее повышение тарифов, предположим, для стандартной двухкомнатной квартиры, где нет льготников?

— Если в квартире проживают три человека, стоимость жилищно-коммунальных услуг возрастет на 20 — 30 рублей в расчете на каждого из проживающих.

Я считаю, что законопроекты «О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов» и «О региональных стандартах в жилищной сфере», которые одобрены городским правительством и которым предстоит пройти три чтения в ЗакСе, носят ярко выраженный социальный характер. Полностью сохраняется механизм выплаты субсидий, компенсаций, льгот для малоимущих и 50%-ная оплата для проживающих в коммунальных квартирах.

Есть 153-я статья Жилищного кодекса, согласно которой граждане и организации обязаны своевременно и полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Полностью — значит 100%. То есть по цене 10 руб. 98 коп. за 1 кв. м, такую цифру нам дали эксперты. В среднем же по городу население сейчас оплачивает 7 руб. 0,5 коп. за 1 кв. м. С 1 июля цена подрастает до 8 руб. 78 коп. за 1 кв. м. В квитанции, которую получает квартиросъемщик, включены как жилищные, так и коммунальные услуги. В совокупном расчете жилищно-коммунальных услуг планируется рост на 5, 7%. И это при инфляции только за I квартал в 6,7%.

— Что показали первые туры конкурсов на право заключения договоров по управлению жилым фондом, в которых принимают участие как жилкомсервисы, так и частные фирмы?

— Жилищное хозяйство реально входит в рынок. С 1 июля 14% от общего объема жилищного фонда будет обслуживаться на конкурсной основе. Мы могли бы уже сегодня весь город разделить на лоты и провести конкурсы одномоментно. Но это задача следующего года. Надо научиться оглядываться. Посмотрим, как проявят себя те, кто пришел.

Сегодня победитель конкурса имеет право заключить договор на обслуживание сроком на один год. Но это не значит, что он должен сидеть и ждать, когда этот срок окончится. Надо показать себя с лучшей стороны, чтобы иметь возможность продлить договор, закрепиться на этом рынке, расширяя зону обслуживания в домах, где формируется ТСЖ. И проявить активность для создания ТСЖ в этом доме с продлением договора уже независимо от города.

— Частные фирмы работают по стандартным расценкам?

— Если управляющая компания выиграла лот по конкурсу, то, как и жилкомсервисы, она должна работать по тем расценкам, которые принимаются на законодательном уровне. Если управляющая компания заключает договор с ТСЖ, ЖСК самостоятельно, то расценки на услуги — вопрос переговоров. Но опять же точка отсчета — существующие нормативы текущего ремонта и обслуживания.

— Откуда взялись управляющие компании? Что за специалисты там работают?

— Процентов 60 — 70 — это организации с опытом работы по договорам с жилищными кооперативами. Остальные поднялись на управлении жилищным фондом, который построен в последние годы. Строители сами организовали эти компании для обслуживания ТСЖ в новых домах. Для выполнения отдельных видов работ они привлекают субподрядные организации. Сегодня по такому же принципу там, где специалистов не хватает, начинают работать и жилкомсервисы.

— Кадровая проблема по-прежнему актуальна?

— Уровень заработной платы жилищников за последний год вырос на 30 — 40%. Но дефицит по рабочим специальностям, в первую очередь по сантехникам, остается. Подготовкой кадров для жилищной системы занимается ПТУ, колледж. Есть предложение создать институт городского хозяйства. Сейчас договорились с западногерманской фирмой о проведении семинара для сантехников и работников жилкомсервисов. Коммерческие структуры тоже, я думаю, на это мероприятие надо привлечь.

В то же время кадровая проблема будет решаться и другим путем. Если жилкомсервис не может заполнить штатное расписание, значит, территория обслуживается плохо. Нарежем на этой территории лоты и выставим на торги. Пускай приходят те, кто сможет работать эффективней.

— Среди руководителей жилкомсервисов какая-то ротация предполагается?

— Она уже идет, хотя к подбору кадров при реорганизации ЖЭСов подходили очень щепетильно. Но некоторые руководители не то чтобы не хотят, а просто не могут работать в новых условиях. Почему? Раньше они были в единой системе жилищного хозяйства, не занимаясь финансами, экономикой, а жилкомсервис — самостоятельная работа в хозяйствующем субъекте.

— По Адмиралтейскому району на слуху опыт работы немецкой компании «Питер Дусманн». В то же время уже более 200 домов обслуживается доморощенными хаус-мастерами. Как вы оцениваете это ноу-хау?

— Хаус-мастер у «Дусманна» отвечает за мелкий ремонт и уборку лестничных клеток. У мастера комплексного обслуживания в домах, которые обслуживаются жилкомсервисом, более широкие полномочия. При необходимости он занимается мелким ремонтом, может снять показания с приборов учета, активно контактирует с жильцами. Собирает заявки, связывается с подрядными организациями. У мастеров очень приличная зарплата, но и требования к ним жесткие. Три жалобы — и снимается 100% премии. Дальше — вплоть до увольнения.

Параллельно с мастерами работают бригады по уборке лестничных клеток и бригады по уборке придомовых территорий. Таким образом, пять-шесть человек обслуживают несколько расположенных рядом домов. Я считаю такой подход наиболее эффективным и уверен, что он будет тиражироваться.

— Какие районы по жилищной реформе в передовиках, какие в аутсайдерах?

— В большей степени реформированию уделяется внимание в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном районах. Сложное положение в Кировском, Красногвардейском районах. В Выборгском и Невском создали жилкомсервисы не по территориальному признаку, а по видам работ. Но первые месяцы уже показали, что от этой практики надо уходить.

Полным составом жилищного комитета мы объехали все районы, руководители районных агентств ознакомились с работой соседей. Кто-то забрел не туда, значит, надо выбираться.

— Когда можно будет сказать, что обратного хода жилищной реформе нет?

— С введением Жилищного кодекса уже нет. Будем спотыкаться, но двигаться дальше. В конце концов, я в этом абсолютно уверен, реформа состоится на все сто процентов. Другой вопрос, как сделать, чтобы этот путь был более коротким и менее болезненным для горожан.

Эмма Беленкова

Бюджет застрял в пробках Депутаты раскритиковали программу организации дорожного движения  »
Юридические статьи »
Читайте также