В Смольном поделили функции муниципалов

Вчера городское правительство одобрило проект закона "О местном самоуправлении", который призван ввести на практике основные постулаты реформы МСУ, задуманной в Смольном в конце прошлого года. Ее главным нововведением станет передача муниципалам части полномочий исполнительной власти.

Презентованный вчера на заседании городского правительства проект закона "О местном самоуправлении в Петербурге" разработан юридическим комитетом и комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления (ОМСУ) под давлением федерального законодательства. По новому общероссийскому закону "Об общих принципах организации МСУ в РФ" все регионы обязаны реформировать собственную систему муниципальной власти до начала 2006 года. При этом Москве и Петербургу позволено решать самостоятельно, что делать со своими муниципалами.

Городское правительство на этом основании склонялось к тому, чтобы не предпринимать вообще ничего. Но хоть какие-то новации к 2006 году должны появиться обязательно. Поэтому в декабре 2004 года вице-губернатор Виктор Лобко, в чьей компетенции находятся вопросы МСУ, обнародовал петербургский вариант муниципальной реформы. Именно он изложен в утвержденном вчера законопроекте.

В документе перечислены вопросы, выделяемые на откуп ОМСУ: собственно местные (их муниципалы будут выполнять самостоятельно) и перечень государственных полномочий, передаваемых на "низовой" уровень (их реализацию будет контролировать Смольный).

К первой категории чиновники отнесли 24 вопроса, в том числе озеленение территорий, опеку и попечительство, определение территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и т. д.

Из списка местных функций выбыло благоустройство территорий, на которое сейчас муниципалы тратят примерно половину собственных бюджетов. Оно переместилось в список делегируемых госполномочий. Всего их девять, в том числе организация библиотечного обслуживания, содержание и ремонт "местных" дорог, дошкольное образование.

Напомним, что изначально предполагалось передать муниципальным образованиям неодинаковый набор функций: городским - меньший, пригородам - больший. Однако этот вопрос не упомянут в проекте закона в принципе.

Для исполнения новых полномочий Смольный передает местным советам часть средств из городской казны (сейчас муниципалы формируют самостоятельные бюджеты на основе собственных источников, составившие в 2004 году все вместе 2,4 млрд рублей ). Местным властям, как записано в проекте, будут предоставляться дотации "из фонда финансовой поддержки муниципальных образований".

Так городское правительство получит дополнительный рычаг влияния на формально неподотчетные ему ОМСУ. Как пояснила вчера губернатор Валентина Матвиенко, "бюджетные расходы муниципальных образований должны подвергаться серьезной проверке, надо приучать их бережно относиться к бюджетным средствам".

СПРАВКА

Петербург подразделен на 111 муниципальных образований, выборной властью в которых являются местные советы. В отличие от федеральной городская реформа МСУ не предполагает изменения территориальной системы муниципалитетов. Городское правительство стремится закрепить ее нынешний вид: по его инициативе ЗакС рассматривает проект закона "Об административно-территориальном делении Петербурга", где муниципальным округам придается статус административных единиц.

Наталья Гладышева

Возведение в степень: полномочия разделили  »
Юридические статьи »
Читайте также