Начальник транспортного цеха Географическое положение России само определяет ее роль в международном разделении труда

Став частью современного глобального мира, Россия получила новые правила игры для развития экономики и территорий. Находясь на перекрестке между глобальными рынками и мировыми центрами силы, а также обладая необходимыми транспортными технологиями, она может сформировать инфраструктурный мост — кратчайший транспортный путь между Европой, Азией и Америкой.

Долгая дорога морем

После распада единой хозяйственной системы, выстроенной в СССР, возможности России во многом зависят от потребностей тех, кто нас окружает, — от мирового рынка и от ситуации, которая сложилась на политической карте мира за последние 20 лет. Ведь что такое глобализация? Если отбросить штампы, — это мировое разделение труда, специализация хозяйства по крупным географическим регионам.

Для других стран Россия интересна пока что исключительно как поставщик сырья и одновременно — крупнейший потребитель товаров и услуг, производимых за рубежом. Для денег западных компаний она предлагает уникальный оборотный цикл, чем выгодно отличается от «сырьевых придатков» из Африки, Азии и Латинской Америки. Скупая на нефтедоллары компьютеры, автомобили, самолеты и прочую продукцию с высочайшим уровнем добавленной стоимости, Россия планомерно развивает промышленный и научный прогресс своих торговых партнеров. Это бесценный подарок для экономически развитых стран. А значит, они приложат все имеющиеся силы, чтобы подобная ситуация сохранялась как можно дольше.

Международная специализация в производстве товаров и услуг с каждым днем становится все более выраженной: центр производства (мировой сборочный цех) оказался в Азии, а основные центры потребления — по-прежнему в Европе и Америке. Производство товаров в Азии увеличивается, производство открывается в провинциях Китая, Вьетнама и островных государств, а существующие транспортные пути перегружены.

Товарный контейнеровоз из Азии в Европу путешествует по морю месяц, из Азии в США — 21 день. А что такое месяц? Представьте себе теплоход, в контейнеры которого сложили сотни миллионов долларов, — и целый месяц этот капитал не работает, он просто лежит... Затем эти тысячи контейнеров надо разгрузить в порту, погрузить на автомобили, развезти по складам, магазинам, по потребителям — это огромная работа, огромные затраты. И любая перевозка почти удваивает цену товара.

Между тем перевозить товар считается рентабельным, если цена перевозки не превышает 10 — 15%. Старая поговорка «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз» снова актуальна. То есть если производство товара стоит пять копеек, а его перевозка рубль, то это уже нерентабельно, легче производить или выращивать на месте...

Через несколько лет этот вопрос встанет очень жестко. Объем производства в Азии растет, но пропускная способность морских портов и основных судоходных каналов достигла своего предела. Сегодня контейнеровозы возят по 5 тыс. контейнеров, следующий шаг — они уже будут возить по 10 тысяч.

Что такое 10 тысяч контейнеров? Это корабль почти в километр длиной, метров триста шириной. Он не везде сможет проплыть, он не войдет ни в один существующий порт — значит нужно расширять действующие и строить новые причалы, порты, проводить туда новые коммуникации, то есть опять будут огромные затраты. Кроме того, такой большой контейнеровоз потребует на порядок увеличить и затраты на строительство. Да и ущерб от его поломок будет огромен.

Так же обстоят дела с авиационным и автомобильным транспортом. К примеру, сегодня определенное количество людей летают на самолетах. Но, чтобы летали в два раза больше, инвестиции в авиапром надо опять-таки увеличить на порядок. Все это означает, что в ближайшие 10 — 15 лет вложения в транспорт резко возрастут. И после бурного роста информационных технологий и телекоммуникаций будет активно развиваться именно рынок перевозок.

И невозможное возможно...

Лет 10 назад американский исследовательский центр RAND представил в конгрессе США доклад на тему того, как должна развиваться Россия по законам рыночной экономики. Центральное место на стенде занимала любопытная карта. Американцы предположили, что если русские не построят сеть магистралей на разных географических широтах, то свою территорию как единую страну они в XXI веке сохранить не смогут. Что сделали американские специалисты? Они взяли схему дорог, которая существует в Америке, применили ее к условиям России и спрогнозировали, какие дороги должны быть построены.

Прогнозные сценарии наших соотечественников — Н. Моисеева, П. Щедровицкого, В. Гранберга, М. Делягина, разработанные в последние 15 — 20 лет, в деталях совпадают с американской аналитикой. Более того, известно, что подобные тезисы приняты в качестве федеральной программы Госсоветом РФ и подписаны президентом РФ еще в декабре 2003 года. Проект назывался тогда «Формирование опорной транспортной сети РФ до 2025 года» . И заключался он в «необходимости приоритетных разработок новых сверхскоростных видов транспорта» и «строительстве сети транспортных коммуникаций, связывающих север и юг, запад и восток РФ на разных географических широтах, с включением внутренних транспортных путей России в систему международных транспортных коридоров».

Этот стратегический проект позволяет, открываясь миру, одновременно крепко стягивать пространство России и развивать регионы, сокращая фантастический разрыв в уровне жизни людей. Более того, он позволяет России преодолеть зависимость от «нефтяной иглы», выстроить постиндустриальную экономику, основанную на знаниях и услугах. И, наконец, позволяет занять свое место в международном разделении труда, превратившись в «мировой транспортный цех».

За XX век в нашей стране многократно увеличились все экономические показатели, а транспортная сеть выросла со времен царя-батюшки всего в два раза. Огромные пространства остались неосвоенными, недоступными. Но всем известно: если ты хочешь построить дом, сначала нужно подвести к нему инженерные коммуникации. Точно так же жизнь любому региону дают дороги, энергосети, путепроводы.

Если Россия хочет сохраниться как единый организм, у нее нет альтернативы, с чего начинать. Если мы собираемся развивать производство на новых технологиях, то наша ресурсная база находится в Сибири и на Дальнем Востоке. Даже если мы хотим и дальше торговать нефтью, нам все равно нужно подводить к этим месторождениям дороги и коммуникации. Кроме внутренней потребности есть и заинтересованность сопредельных государств в дешевом транзите.

Свет в конце коридора

Транспортная сеть РФ должна быть включена в международную систему транспортных коридоров. Это и способ заработать и замкнуть на себя часть мировых финансовых потоков, над которыми со временем можно установить контроль — если уж говорить о «сверхидеях».

Полемика вокруг трансконтинентального дорожного строительства не имеет отношения к «особому российскому пути». Именно строительство дорог стало локомотивом, который вытянул США из состояния Великой депрессии 1930-х...

Современные технологии позволяют быстро и дешево связать Лондон с Токио и Нью-Йорком, а Северную Америку — с Юго-Восточной Азией и Индией через пространство Северной Евразии. Это позволит реализовать естественные конкурентные преимущества России. Ведь наша страна единственная в мире граничит со всеми «центрами силы» — европейским, южноазиатским и канадско-американским. И Россия может всегда балансировать между их интересами.

Транспортные перевозки — это хорошая выгода для нашей экономики, это солидный доход, это миллионы рабочих мест... Отсюда и ответ, кто и чем будет заниматься в России в первой половине XXI века. Основное население страны, рынок труда и экономика будут развиваться на базе огромного строительного комплекса, в сфере обслуживания транспорта, инновационных разработок и управления. Речь идет о создании новых материалов, новых модулей автоматики и электроники. Появятся новые бизнес-инкубаторы, агрогорода и технопарки...

Сегодня мировой рынок перевозок оценивается примерно в триллион долларов в год. Если через Россию пойдет хотя бы 20% грузопотока между Евросоюзом, Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и США — это 200 млрд долларов. И если от этого грузопотока «откусить» 10% за транзит — логистика, перевалка, таможенная очистка, — то Россия получит еще один годовой бюджет.

Нужно понимать, что дороги, пусть и межконтинентальные, — это не цель, а лишь средство. Средство для интеграции в систему мирового хозяйства и средство развития собственных территорий, своей экономики. Транспортная инфраструктура как магнит притягивает инвестиции. Пожалуй, впервые в нашей истории эти позиции — интеграция в мировое сообщество при жестком условии сохранения нашего суверенитета и приоритетное развитие собственных территорий — не вступают друг с другом в противоречие.

В регионах, через которые пройдут транспортные коридоры, будут развиваться сопутствующие новой специализации рынки — финансовых услуг, транспортных перевозок, центры логистики и промежуточного складирования, сопровождения, отдыха, торговли. И главное: возрастет загрузка нашей промышленности. Сборочные, металлургические производства получат заказы (в период великих строек заказы получают все). Появится возможность модернизировать нашу промышленность, даже ту, которая сейчас неконкурентоспособна, — вот еще одна ниша для заработка.

Впоследствии можно будет создать сеть наукоградов, где ученые будут разрабатывать решения насущных мировых и внутренних проблем — от навигации до автономных систем электроэнергетики.

Мы еще не понимаем ценности нашего географического пространства, которое находится между крупнейшими торговыми площадками мира. Но есть люди в Китае, Штатах, Индии, арабском мире, которые хорошо понимают ценность и перспективу этого «коридорного» потенциала и тех ресурсов, которые в нем заключены.

Вопрос стоит жестко. Раз РФ как государство не может удовлетворить потребности мирового рынка в транзите грузов и питьевой воде, эти ресурсы у нас отберут. Уже сейчас кое-кто в США думает, что неплохо было бы прикупить Восточную Сибирь с ее сырьевыми запасами. Японцы тоже присматриваются к Дальнему Востоку. Да и китайцы держат руку на пульсе...

Что такое сегодня понятие «моя страна» для рядового россиянина? Ведь он ее практически не знает: он привязан к своему региону, у него нет денег, чтобы поехать в ближайший город на экскурсию или в соседнюю область к родственникам. Задача власти — раскрыть страну для ее граждан.

Для этого вместо централизации нужно перейти к выстраиванию горизонтальных связей на основе транспортных коммуникаций. Они и будут главными скрепляющими стержнями страны, которая наконец-то станет действительно своей для человека и гражданина.

Сергей Сибиряков, профессор кафедры макроэкономического прогноза национального института «Высшая школа управления» (Москва)

Налог важнее жизни  »
Юридические статьи »
Читайте также