Уплотнение Строптивого Смольный нашел 320 лакун в охранной зоне

К сюрпризам в виде внезапных распоряжений городского правительства петербуржцы уже давно привыкли относиться как к официальным сводкам с фронтов. То есть крайне настороженно и в целом недоверчиво. Слишком часто мнимая манна административных преобразований на деле оказывалась то медным змием, с ходу разящим всех подряд, то троянским конем, таящим в себе зловредные "побочные эффекты".

Среди последних сомнительно прогрессивных инициатив Смольного - решения об увеличении квартплаты на 20%, о приватизации памятников истории и культуры, о срочной распродаже городских гостиниц, о преобразовании ГУПов в акционерные общества, а также недавняя попытка "пустить с молотка" все творческие мастерские Петербурга. Теперь к этому списку можно добавить еще одно, совсем свежее постановление - об утверждении 320 участков для застройки в историческом центре города (объединенной охранной зоне, любое строительное вмешательство в которую вообще-то запрещает ЮНЕСКО).

От всех предшествующих Постановление "Об утверждении перечня участков исключений (лакун) в границах объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга" отличается почти военной засекреченностью. Оно было утверждено и представлено одинаково удивленным горожанам и депутатам Законодательного собрания лишь в прошлый вторник, хотя, как оказалось, тщательно разрабатывалось в глубоко эшелонированных недрах Смольного на протяжении 5 месяцев.

Закрытая тема

Шокированной общественности в качестве "обезболивающего" были незамедлительно предложены успокоительные чиновничьи уверения: мол, совсем необязательно, что все включенные в перечень "лакуны" будут действительно "уплотнены", а если и будут, то ни один охраняемый культурный или природный объект само собой не пострадает. "Подготовлен не масштабный перечень для уплотнительной застройки, а программа оздоровления жизненной среды в центре", - бюрократически изысканно рапортует и.о. председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук.

Помимо изящных фигур чиновной риторики, встревоженных жителей должно утешить и то обстоятельство, что составленный перечень обязательно пройдет проверку в соответствующих... федеральных (!) органах. Почему исключительно в федеральных? Ведь речь идет о судьбе именно городского, а не общероссийского архитектурного ландшафта? Вероятно, местный парламент, по мнению правительства, к обсуждению данного вопроса лучше не подключать - зачем лишние хлопоты? Надо полагать, куда проще наладить "конструктивный" номенклатурный диалог с несколькими федеральными чиновниками, к тому же бесконечно далекими от петербургских проблем.

Депутаты ЗакСа не только не были удостоены права участвовать в процедуре определения потенциальных территорий для застройки в своих округах, но даже не сразу получили полный список уже утвержденных участков. Впрочем, гневных возгласов по этому поводу ЗакС так и не издал, за исключением весьма сдержанных комментариев отдельных депутатов. "Конечно, при подготовке правительством данного постановления не был строго соблюден принятый в этом году закон "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга". Более того, даже депутатов до конца держали в неведении - нашей комиссии до утверждения постановления так и не прислали полный список рассматриваемых участков", - сетует председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов.

Тем не менее, заксовцы не спешат "бить в набат". Возможно, потому, что Валентина Матвиенко пообещала: данное Постановление позволит вообще "закрыть тему уплотнительной застройки". Как? Вероятно, когда в городе нечего будет больше застраивать, "тема" закроется сама собой...

Бессильный топот ног

В последние годы уплотнительная застройка пополнила скорбную коллекцию "проклятых" петербургских вопросов. Отчаянные попытки горожан противостоять уплотнению давно напоминают партизанское сопротивление неодолимому натиску профессиональной армии оккупантов. Печальный парадокс заключается в том, что "врагом" является не только "коварный застройщик", но еще и официальный "союзник народа" - избранная им власть, которая выдает разрешения на застройку. Впрочем, юридически упрекнуть власть не в чем: стараниями как предыдущих администраций, так и ныне здравствующей создан формально "безупречный" правовой простор, идеально удобный для чиновно-коммерческих сделок. Правда, "простор" этот, скорее, напоминает вакуум, хотя это вопрос терминологии.

Главной прорехой в городском законодательстве, без сомнения, является отсутствие Генерального плана развития Санкт-Петербурга на 2005-2025 годы, который, в лучшем случае, будет внесен на рассмотрение в ЗакС осенью (ожидался еще весной). "Известно, что Концепция Генерального плана была готова уже в январе, но неизвестно, почему она до сих пор не поступила на обсуждение депутатов", - недоумевает Михаил Амосов.

Что защищает права граждан в отсутствие закона? Все те же обещания об административном покровительстве, на которые петербургское правительство никогда не скупилось. Достаточно вспомнить предвыборные лозунги Валентины Матвиенко, которая была намерена "прекратить уплотнительную застройку, когда строятся здания на зеленых насаждениях, детских площадках, а также наносится вред историческим объектам". Радость сменилась разочарованием, когда чуть позже общественность услышала смущенные губернаторские слова о том, что ближайшие года два исторический центр все-таки придется позастраивать. А еще спустя некоторое время Валентина Ивановна изъяснилась еще более определенно: "Каждый метр городской территории должен использоваться. Мы не пойдем на поводу инициативных групп, которые будоражат население по поводу уплотнительной застройки!", "Мы не можем принимать решения под топот ног!"

Но "топать ногами", требуя от губернатора выполнения недавних обещаний, жители не перестали. В конце концов, набравшись мужества, несколько депутатов ЗакСа зарегистрировали проект постановления о вынесении вотума недоверия "строительному" вице-губернатору Александру Вахмистрову. Правительство нехотя пошло на уступку, объявив годичный мораторий на застройку любых территорий, имеющих зеленые насаждения. На деле это запрещение отнюдь не означает прекращения "уплотниловки", просто теперь она иначе оформляется (как "капремонт" или "реконструкция"), сохраняя прежние темпы распространения.

"Осмысленная" ложь

Принять Генплан, а также территориальные регламенты и другие местные градостроительные нормы петербургским властям все же рано или поздно придется. Вот почему администрация так торопится до этого "освоить" как можно больше "лакун". В своем Послании к ЗакСу Валентина Матвиенко предсказала установление "осмысленной" политики в области градостроения в довольно туманной "среднесрочной" перспективе.

О будущем, в том числе и политическом, принято рассуждать, исходя из тенденций настоящего. А в настоящем перед нами самовольное решение правительства, грозящее стать началом масштабного строительного вторжения в исторический центр города. Впрочем, все может выглядеть куда серьезнее, если дополнить картину происходящего тайными сведениями, которые рассекретил для нас источник из администрации, пожелавший остаться неназванным. Оказывается, большинство из вошедших в смольнинский список "лакун" (которых изначально планировалось "узаконить" в количестве 515) на самом деле таковыми давно не являются, так как они уже благополучно застроены или застраиваются в настоящее время - естественно, с разрешения соответствующих комитетов. Принятый же документ позволяет администрации с некоторым опозданием подвести пусть хлипкую, но все же правовую базу не только под будущие инвестиционные "прорывы", но и под уже имеющиеся строительные коллизии, вызывающие острое раздражение граждан.

Впрочем, как заявляет вице-губернатор Вахмистров, в дальнейшем список лакун может быть расширен.

Сергей Гуляев, депутат Законодательного собрания

- Недавний мораторий на уплотнительную застройку, объявленный губернатором, был принят, главным образом, для того чтобы успокоить общественное мнение. А сразу за ним неожиданно принимается это Постановление о готовящейся застройке (якобы не уплотнительной) более 300 участков. И это, на мой взгляд, неспроста осуществляется перед каникулами депутатов. В летний период, когда затихает политическая жизнь, Смольный может "провернуть" все что угодно.

Я не верю в "разумный подход" к застройке, о котором говорит сегодняшняя администрация. Считаю, что лакуны застраивать не нужно хотя бы потому, что это будет не "развитием исторического центра", а новой нагрузкой на старые инженерные сети.

Городу есть куда расти - и на юг, и на север. Нужно развивать новые инженерные сети, двигать свалки, отвоевывать болота, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры - со временем это будет действительно прибыльный бизнес. Но, конечно, гораздо легче застраивать скверы и детские площадки в центре города - это быстрее и дешевле.

Я как член комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам не видел данного Постановления до сих пор! Возможно, депутатам не сообщали о его подготовке, потому что не хотели раньше времени будить общественное мнение, возмущать население (хотя этого все равно избежать не удастся). А может быть, советоваться с законодателями не посчитали нужным: ведь сейчас у нас администрация обладает практически всеми функциями городской власти. Зачем согласовывать решения с депутатами, если правительству разрешено целевое назначение? Чиновники чаще всего ставят депутатов перед фактом, мол, мы тут решили - одобряйте! И в ответ, как правило, раздается: "Одобрямс!" Законодательное собрание фактически превратилось в один из комитетов администрации.

А что касается "Общественного договора", в котором Валентина Матвиенко, будучи кандидатом в губернаторы, обязалась прекратить уплотнительную застройку, то он был не более чем PR-акцией и частью избирательной программы. Поэтому данный документ не имеет никакой юридической силы - это просто декларация о намерениях, которая может и не осуществиться.

Катя Семыкина

Манящие лакуны Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также