Бодался эвакуатор с "Лексусом"

Петербургские автомобилисты продолжают бороться с принудительной эвакуацией автомобилей. Недавно Московский федеральный суд Петербурга рассмотрел гражданский иск недовольного автовладельца к двум сотрудникам спецполка УГИБДД и принял решение: иск удовлетворить, инспекторов ГАИ дисциплинарно наказать.

Теперь владелец "Лексуса", задержанного за отсутствие у водителя полиса ОСАГО, будет добиваться возмещения: а) морального вреда, б) упущенной выгоды, в) расходов на адвоката. Расходы на штрафстоянку (порядка 100 рублей) и эвакуатор (2927 рублей) заявитель возмещать не собирается: это мелочь. Но главное - районный суд нашел действия милиционеров противоречащими Конституции , которая запрещает изымать имущество без решения суда.

В ночь на 23 ноября 2004 года "Лексус" Ярослава. Л. инспекторы ГАИ остановили для проверки документов на углу Садовой и Замковой улиц. При себе у водителя не было полиса ОСАГО. Когда выяснилось, что инспекторы будут отправлять "Лексус" на штрафстоянку, приятель Ярослава поймал такси и отправился к нему домой за полисом, потратив на все не больше 20 минут. Однако к моменту его возвращения "Лексус" уже начали грузить на платформу. Протокол задержания в тот момент еще не был составлен. Это не помогло: машина уехала на штрафстоянку, и вызволить ее удалось лишь спустя несколько часов: пришлось сначала заплатить штраф, потом явиться в штаб спецполка на улице Пархоменко и только после этого - на стоянку. В результате, по словам владельца задержанной машины, не состоялась одна важная встреча...

- Разбираясь в этом деле, я прежде всего попытался выяснить, зачем вообще остановили машину посреди ночи и вне стационарного поста, - рассказывает адвокат Олег Козлов. - Инспекторы ДПС сказали, что это была простая проверка документов, но 329-й приказ МВД от 1 июня 1998-го запрещает проверку документов вне стационарных постов ГИБДД. Тогда они прямо в суде изменили показания и заявили, будто автомобиль проверялся на угон, он был якобы похож на тот, что проходил по ориентировке. Я попросил показать мне эту ориентировку - и этого они тоже не смогли сделать. Потом один из инспекторов вспомнил, что водитель был не пристегнут: он как-то разглядел это ноябрьской ночью на плохо освещенной улице! Сотрудники ДПС не остались в долгу: они уверяли, что номер полиса водителю продиктовали по телефону, что его не успели подвезти, так пришлось делать запрос в телефонную компанию - и это доказало правоту водителя.

- Заинтересованные в принудительной эвакуации структуры уверяют, что эвакуация машин - вполне законный процесс, поскольку их изымают временно...

- Статья 35 Конституции специально оговаривает, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Машина это частная собственность, если уж у сотрудников ГИБДД есть задача запретить эксплуатацию автомобиля, то разве для этого обязательно увозить машину на штрафстоянку? Кроме того, в нашем случае и повода для задержания не было - в пресловутой статье 27.13 КоАП РФ о запрещении эксплуатации транспортных средств указано, что машина задерживается до устранения причины задержания. Но полис-то вовремя подвезли!

Суд обязал руководство спецполка возбудить дисциплинарное производство против обоих инспекторов. Что касается денег по иску, то их, скорее всего, будет возмещать федеральное казначейство.

В Административном кодексе существует забавная коллизия: водители, вообще не имеющие полиса ОСАГО, отделываются только штрафом, хоть и суровым (от 5 до 8 МРОТ, то есть от 500 до 800 рублей). Зато автомобилистов, которые застраховались, но забыли полис дома (или потеряли), ждет символический 50-рублевый штраф - а также эвакуатор и спецстоянка: общей стоимостью никак не меньше 3000 рублей. Впрочем, такая несправедливость имеет место только в Петербурге и в тех городах, где стоимость принудительной эвакуации высока.

Нина Астафьева

Что слава? Жалкая зарплата!  »
Юридические статьи »
Читайте также