Как нами грамотно управлять?

80 процентов ВВП и продуктов интеллектуальной и культурной деятельности создаются в крупных городах. Это значит, что от эффективного развития больших городов зависит благополучие всей страны. Именно поэтому серьезный интерес экспертов вызвала организованная Северо-Западной академией государственной службы международная научная конференция "Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами".

Кстати, в Академии разработаны интересные проекты по вопросам управления большими городами. У нынешних студентов есть шанс научиться грамотно управлять развитием нашего города.

На самом деле в проблеме управления, извините за штамп, гораздо больше вопросов, чем ответов. Например, очевидно, что нельзя управлять городом, не имея стратегии развития. Кстати, первой в Северо-Западном регионе была разработана стратегия развития Санкт-Петербурга. Но на какой срок имеет смысл разрабатывать подобные документы? Насколько они должны быть директивными и обязательными для хозяйствующих субъектов?

"Нужно определиться, в каких областях государство обязано отвечать за развитие, какие функции, согласно Конституции Российской Федерации, лежат на государстве, и не брать на себя лишнее", -- убежден доктор экономических наук, профессор Северо-Западной академии государственной службы Владислав Ходачек.

Управляемость социальной сферой -- это реакция населения на воздействие государства, его готовность воспринимать социальную политику городских и федеральных властей и поддерживать социальные проекты. При этом общество очень чутко реагирует на любые сомнительные попытки государства "улучшить" жизнь простых людей. Кстати, в России есть своя, специфическая традиция управления: любое новшество непременно выдается за благо для населения, -- замечает Анатолий Клюев, доктор философских наук, профессор СЗАГС. Население таким благам доверяет не особо: согласно результатам социологических опросов, две трети россиян с низким доходом не готовы к преобразованиям и не хотят никаких перемен. Поэтому обречена на провал любая реформа, которую пытаются провести бюрократическими методами. При социальной напряженности управляемость резко снижается. Недавний пример: после монетизации льгот резко упало доверие к власти. К существенному снижению шкалы управляемости привело и повышение депутатами своей собственной зарплаты.

Одна из острейших проблем, которой сегодня, увы, не уделяют должного внимания: растущая в российском обществе ксенофобия. Особенно эта проблема актуальна для крупных городов, и, увы, Петербург не только не является исключением, но и едва ли не лидирует в списке городов, где происходят трагедии, связанные с избиением и убийством людей "не славянской внешности". "Проблемы этнической напряженности не поддаются учету, но могут проявиться с большей силой", -- по мнению профессора Клюева, необходимо исследовать причины подобной агрессии и разрабатывать специальные программы по решению этой сложной и опасной проблемы, а не усиливать "кампании" лишь после очередного убийства.

Если разговор об управлении крупными городами проходит в Петербурге, то, разумеется, речь не может не зайти о жилье и коммунальных услугах. По прогнозам участников конференции, в нашем городе уже в ближайшие годы сформируются целые районы для бедных. "В эти специальные зоны будут вывозиться те, кто не сможет платить". Звучит, признаюсь, жутковато. Но сегодняшние тарифы, вызывающие, кстати, массу недовольства и возмущения горожан, специалисты называют недопустимо низкими. "При регулировании тарифов власти жертвуют долгосрочными целями ради решения сиюминутной задачи -- снижения недовольства населения", -- сетует на недальновидную политику доктор экономических наук, профессор, директор департамента корпоративного управления аудиторско-экспертной компании "БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ" Л. Ивановский. Тарифы должны быть одинаковыми для всех -- и для богатых, и для бедных. Правда, затраты петербуржцев с маленьким доходом можно и нужно компенсировать, но только за счет бюджета, а не из кармана болееобеспеченных жителей.

Наконец, идеологический аспект: местное самоуправление призвано формировать гражданское самосознание. Ждать результатов от реформы жилищно-коммунального хозяйства можно только в случае, если сами горожане почувствуют себя собственниками, говорят чиновники. Так что ответственность за реформу ЖКХ власти искренне готовы разделить с населением.

Виктория Яковлева

К Уставному суду подошло подкрепление  »
Юридические статьи »
Читайте также