Бесплатное жилье получат лишь неимущие

Недавно Уставный суд Петербурга вынес небезынтересное решение по жалобе одного из горожан. Заявитель просил признать не соответствующими городскому Уставу некоторые пункты Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинграде (от 7 сентября 1987 года с изменениями, внесенными губернаторским распоряжением пятилетней давности), и закона "О жилищной политике Санкт-Петербурга".

Он не без основания полагал, что, ставя право на жилье в зависимость не только от постоянной прописки (регистрации), но и от ее длительности, городские власти нарушают конституционные права и свободы граждан.

Уставный суд удовлетворил эти претензии частично. Не соответствующими Уставу признаны две нормы. Во-первых, указание на необходимость постоянной прописки, хотя подобного института уже не существует. Во-вторых, требование от граждан регистрации по месту жительства, тогда как даже в Правилах учета уже нет такого понятия. Эти нормы должны быть приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства до 19 ноября с. г. Вместе с тем Уставный суд не взялся судить о степени нарушения конституционных прав, поскольку сие не входит в его полномочия. На то есть Конституционный суд.

Вердикт Уставного суда тем интереснее, что перед парламентскими каникулами городской ЗакС не без приключений (пришлось брать незапланированный тайм-аут и голосовать дважды) принял в третьем чтении закон "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий". В этом документе нет ни слова о злополучной прописке и регистрации. Правда, от претендентов на новую жилплощадь все же требуется проживание в Петербурге "на законном основании в общей сложности не менее 10 лет". В законе множество новаций, призванных приспособить оставшуюся с времен развитого социализма городскую очередь нуждающихся в жилье к рыночным реалиям.

Начнем с того, что очень скоро эта очередь будет формироваться сразу по нескольким критериям да еще и разделится на две части. Для того чтобы попасть в одну из двух учетных категорий, кроме российского гражданства и десятилетнего проживания в Петербурге, необходимо уложиться еще в три "норматива". Нуждающимся будет признан только тот, на чью душу приходится не более 10 кв. м жилья. При этом его среднедушевой доход не должен превышать двукратного прожиточного минимума. И, наконец, стоимость имущества просителя не может быть больше средней рыночной цены его злосчастных десяти квадратных метров. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, гражданин (или семья) не ставится на учет или снимается с оного.

Те, кто уже стоят в очереди (иные - с незапамятных времен), автоматически признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий без подачи каких-либо прошений. Однако если они не укладываются в норматив имущественной обеспеченности, то попадают лишь во вторую учетную категорию. Иными словами, претендовать на получение бесплатного жилья уже не смогут, что несказанно опечалит большинство очередников со стажем. По договору социального найма (бесплатно) можно будет получить не более 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи и максимум 33 кв. м на одинокого гражданина. Правда, закон допускает некие исключения "с учетом конструктивных особенностей жилого помещения". К этому надо добавить, что в соответствии с новым Жилищным кодексом РФ, который наверняка будет принят до конца года, "социальное жилье" не позволят приватизировать.

Очередникам второй категории город предложит "иные формы содействия" в улучшении жилищных условий. Какие именно - в законе не сказано. Есть лишь ссылка на то, что соответствующая "расшифровка" будет производиться в городском бюджете одновременно с определением объемов финансирования жилищных потребностей малоимущих горожан. По словам спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова, под "иными формами содействия" подразумеваются субсидии на строительство или покупку жилья, механизм жилищных сертификатов, помощь в обмене жилья и т. д. Для предоставления "социального жилья", по всей вероятности, будет использоваться и недавно узаконенное право взыскивать со строителей в пользу города не менее 10% возводимого жилья.

Этот закон вступит в силу лишь в начале будущего года. Поэтому желающим пополнить ряды очередников пока нет смысла обивать пороги чиновничьих инстанций. Тем более что при работе над Жилищным кодексом Дума может основательно перекроить категории жилищных льготников. В любом случае городская очередь не только не будет увеличиваться, но и начнет рассасываться. Увы, отнюдь не от того, что нуждающиеся будут оперативно получать жилье. Иные просители, попав во вторую учетную категорию, станут добиваться новой квартиры с гораздо меньшим рвением. Тем временем уполномоченные органы городской администрации при активном содействии жилищных служб и налоговых органов примутся бдительно следить за материальным и имущественным благополучием очередников. Те, кто хотя бы немного выйдут за рамки описанных выше нормативов, будут безжалостно вышибаться из очереди.

Михаил Кореневский

Обзор Российского законодательства за 05.05.2006  »
Юридические статьи »
Читайте также