10 км в час Это лучшее, на что мы можем рассчитывать в ближайшее десятилетие при езде в часы пик

К 2010 году Северную столицу ждет транспортный апокалипсис. Уже сегодня в Петербурге на 1000 жителей приходится около 250 машин. И их количество продолжает стремительно расти. Нельзя сказать, что городские власти бездействуют: каждый год строятся новые дороги, развязки, мосты, ремонтируются старые. Но стоит ли ожидать улучшения транспортной ситуации в городе в ближайшие 10 - 20 лет? Судя по расчетам, нет. Темпы роста дорожной сети катастрофически отстают от бешеных темпов автомобилизации, и переломить эту печальную тенденцию город пока не в силах. Если сегодня средняя скорость автомобильного движения в часы пик 5 - 8 километров в час, то к 2015 году, при выполнении всех планов, она возрастет лишь до 10 километров. Впору пересаживаться на велосипеды.

Автомобили наступают

Если еще лет десять назад автомобиль считался чем-то вроде роскоши, то сегодня он окончательно превратился в средство передвижения. В настоящее время в городе на Неве зарегистрировано более 1,7 миллиона машин. По данным комитета по транспорту, сегодня уровень автомобилизации в Петербурге составляет около 250 машин на 1000 жителей. По оценкам экспертов, к концу десятилетия эта отметка может достигнуть 330 авто на 1000 горожан. То есть фактически своя машина будет у каждого третьего петербуржца. По этому показателю мы стремительно догоняем западноевропейские страны, где на 1000 жителей приходится 400 - 500 автомобилей.

Еще информация к невеселым размышлениям: по сравнению с 2004 годом число автомобилей в Петербурге возросло как минимум на 300 тысяч. В то время как средний прирост за прошлые годы составлял всего 100 - 120 тысяч машин. Из-за бурной динамики роста количества автотранспорта средняя скорость движения в черте города опустилась до 18 - 20 километров в час. В часы пик она снижается до 5 - 8 километров, что чуть быстрее скорости пешехода.

Очевидно, что сегодня Петербургу катастрофически не хватает имеющейся улично-дорожной сети, особенно в районах исторического центра. В настоящее время общая протяженность дорожной сети Петербурга составляет всего 1,4 тысячи километра, в то время как в Москве - превышает 5 тысяч. А по уровню автомобилизации мы уже почти догнали столицу и сейчас идем с минимальным отрывом от "старшего брата". По мнению ряда специалистов, к 2010 году Северную столицу ждет самый настоящий транспортный коллапс, когда петербургские дороги и улицы будут буквально забиты стоящими машинами.

В зоне особого внимания властей

В апреле на заседании в Смольном была представлена новая транспортная концепция . Согласно ей будет уделено особое внимание ремонту старых и строительству новых мостов, тоннелей и многоуровневых развязок (которых городу, по оценкам экспертов, требуется не меньше полусотни).

К 2010 году планируется построить Орловский тоннель , который соединит Пискаревский проспект со Смольной набережной. Проектирование тоннеля скорее всего закончится в августе этого года. И возможно, уже осенью начнется его строительство. Скорее всего въезд в тоннель будет платным. Ориентировочная цена проезда под Невой - 15 - 20 рублей. Благодаря тоннелю удастся частично разгрузить Литейный и Большеохтинский мосты, а значит, и уменьшить количество дорожных пробок в центре Петербурга.

Другой, не менее масштабный проект - строительство двух новых мостов, которые свяжут Васильевский остров с остальной частью города. Сегодня у острова есть лишь три автомобильных моста - Дворцовый, Биржевой и мост Лейтенанта Шмидта, все они перегружены транспортом. К 2015 году должны появиться еще два: один свяжет остров с Петроградской стороной через остров Серный, другой протянется от 22-й - 23-й линий к Адмиралтейской набережной.

Согласно принятой концепции ежегодно будет ремонтироваться по 10 - 15 мостовых сооружений. Уже началась реконструкция сильно изношенного моста Лейтенанта Шмидта, для дублирования движения построен временный, по которому уже запущен транспорт.

В объезд центра

- Сегодня центр города просто перегружен автомобилями, - констатирует пресс-секретарь комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Надежда Косицкая. - Но что-то изменить, перестроить в самом центре мы не имеем права - здесь пролегает охранная зона. Вот почему развитию мостов и тоннелей уделяется особое внимание. Чем больше их будет построено и отремонтировано, тем менее напряженной будет ситуация в центре города. Кроме того, нашему городу не хватает улиц- дублеров, которые призваны разгрузить основные, с интенсивным движением. Сегодня действует лишь недавно построенный Витебский проспект, частично дублирующий Московский. Но, понятное дело, что годится для городских окраин, совершенно не годится для центра. Расширять улицы и сносить дома, охраняемые федеральным законом , ради новых дорог никто не позволит.

Тем не менее в планах - увеличение количества полос на набережной Обводного канала с четырех до шести. А в ближайшее время Обводный канал и Дунайский проспект соединят дорожной сетью, которая пройдет по Митрофаньевскому шоссе и Кубинской улице. Сдать этот объект в эксплуатацию планируется уже в следующем году.

К важнейшим мероприятиям в дорожной сфере относится и формирование Центральной дуговой магистрали (ЦДМ). Долгое время существовал разрыв между Шафировским и Индустриальным проспектами, из-за чего в "кольце" ЦДМ образовывался разрыв. Лишь в августе прошлого года "кольцо" замкнулось, когда достроили участок Индустриального проспекта от шоссе Революции, соединивший его с Шафировским проспектом.

По словам специалистов КБДХ, важная роль в улучшении ситуации отводится Западному скоростному диаметру (ЗСД). Благодаря новой магистрали водители грузовиков смогут объехать перегруженный центр по западной оконечности Васильевского острова. Сегодня до 40 процентов транспорта в историческом центре - это транзитный транспорт. Многие дальнобойщики вынуждены ехать через центр, так как других равноценных путей проезда пока нет. Но скоро ситуация может измениться к лучшему. Скоростная магистраль протяженностью около 50 километров пройдет от соединения с кольцевой автодорогой у станции Предпортовая через морской торговый порт, западную оконечность Васильевского острова до развязки с трассой "Скандинавия". Ориентировочная стоимость проекта - около 60 миллиардов рублей, а полностью завершить его планируется к 2010 году.

И наконец, важная часть плана - создание магистралей непрерывного движения. Это прежде всего дороги с односторонним движением, без перекрестков, с оборудованными подземными переходами. К активно формирующимся магистралям непрерывного движения относятся набережные правого берега Невы, включая Октябрьскую набережную от Володарского моста до моста КАД, Свердловскую, Арсенальную и Выборгскую набережные.

Сегодня в Петербурге так или иначе проблемой пробок и дорог занимается целый ряд комитетов и ведомств. Тем не менее пока транспортная ситуация оставляет желать лучшего. Оправдаются ли оптимистичные прогнозы экспертов, или же нас ждет транспортный апокалипсис - покажет время. Но одно ясно уже сейчас - на решение этой проблемы потребуется не год и не два. А значит, питерским водителям предстоит потратить еще немало нервов, прежде чем по городским улицам можно будет проехаться без ущерба для своего здоровья.

Артем Пироговский

Юридические статьи »
Читайте также