По кодексу и по существу Городской парламент принял новую версию закона "О жилищной политике"

Эта версия должна заменить прежнюю, которая принималась в 2001 году, но не соответствует новому Жилищному кодексу . Закон разрабатывался совместно - депутатами и администрацией, работа над ним шла достаточно долго. Что получилось?

Целями жилищной политики города объявлены "создание условий для реализации жилищных прав граждан", "обеспечение социальных гарантий", "создание отвечающей современным экономическим условиям системы управления жилищным фондом и обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества".

Весь государственный жилищный города предлагается разделить на три категории: фонд "социального использования", "специализированный" и "коммерческого использования". В первую категорию входят жилые помещения, которые предоставляются по договорам социального найма, во вторую - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, в маневренном фонде, в "социальных" домах. В третью категорию входят помещения, которые предоставлены гражданам во владение или в пользование по договорам найма, аренды и так далее.

Исполнительные органы государственной власти, как говорится в законе, "обеспечивают условия для осуществления гражданами своих прав на жилище". Два основных направления этого "обеспечения" - предоставление помещений из фонда социального использования и "оказание содействия в улучшении жилищных условий". Понятно, что и то и другое крайне волнует всех, кто нуждается в жилище.

При предоставлении жилья из "социального" фонда (иными словами, по городской очереди) Жилищный комитет будет ежегодно составлять списки тех, кто это жилье получит, - с учетом предусмотренных в бюджете денег и количества соответствующих жилых помещений. При этом данный комитет устанавливает и соотношение количества жилых помещений, предоставляемых гражданам, имеющим право на жилье вне очереди, и помещений, которые получают "обычные" очередники.

"Содействие" города может оказываться в разных формах. Гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены безвозмездные субсидии из городского бюджета на строительство или приобретение жилья (в порядке, установленном отдельным городским законом), субсидии при получении ипотечных кредитов, возможность приобретения жилья в рассрочку, в том числе на льготных условиях. Также им могут быть проданы целевым назначением квартиры из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по решению органа, который будет на то уполномочен городским правительством.

- В принятом законе вносится важное дополнение в правила постановки граждан на очередь, - говорит один из авторов закона, председатель комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталия Евдокимова. - Сегодня мы ставим на учет граждан, исходя из имущественного и жилищного ценза: они должны, во-первых, быть малоимущими (иметь месячный доход на человека не более прожиточного минимума), а во-вторых - постоянно проживать в Петербурге не менее 10 лет. Теперь на учет будут ставиться (при сохранении требования о 10-летнем проживании) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; ветераны войны и ветераны боевых действий; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Все они будут ставиться на учет независимо от их имущественного положения. И еще одно изменение касается тех, кто был незаконно репрессирован и из-за репрессий остался без жилья, которое когда-то имел в нашем городе. Они, а также члены их семей и другие родственники, проживавшие вместе с ними до репрессий, и дети, роди вшиеся в тюрьмах, лагерях, колониях, местах ссылки или высылки, на спецпоселениях, будут ставиться на очередь независимо от своих доходов и от срока проживания в Петербурге. Это совершенно справедливо в отношении тех, кого государство когда-то незаконно лишило жилья. Поставив их на очередь, мы сможем дать им жилье, возместив понесенный когда-то ущерб.

Пожалуй, наиболее спорный раздел нового закона касается защиты прав граждан при "изъятии жилых помещений и земельных участков для государственных нужд".

Такие решения городское правительство может принять в нескольких случаях: в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, "в целях повышения эффективности использования территорий", при "комплексной реконструкции кварталов жилищной застройки", а также "в целях реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и целевыми программами Санкт-Петербурга". При таком изъятии, как написано в законе, собственникам жилых помещений по их выбору "выплачивается выкупная цена жилого помещения, определяемая соглашением сторон в соответствии с Жилищным кодексом, или предоставляется другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон".

Если собственник помещения, подлежащего расселению, и члены его семьи состоят на учете на "улучшение", то им предоставляется в собственность другое жилое помещение площадью не менее социальной нормы. Тем гражданам, которые занимали "государственные" квартиры (по договору социального найма), должны быть предоставлены другие квартиры на таких же условиях, при этом их площадь не может быть меньше той, что имелась.

Здесь, конечно, есть вопросы. Главным образом они касаются такого основания для "изъятия", как "повышение эффективности использования и качества среды ранее освоенных территорий". Ведь никаких критериев этой "эффективности" или "неэффективности" в законе нет. И, по мнению юриста Ольги Покровской, чиновникам ничто не помешает решить, что какой-нибудь участок земли использовался "неэффективно", после чего снести дом и построить, например, "элитное жилье" на месте старого здания дореволюционной постройки в престижном квартале. При этом денежная компенсация, которую получат владельцы квартир в сносимом доме, может оказаться значительно меньше, чем рыночная стоимость аналогичного жилья...

Наконец, еще один аспект закона - плата за жилье и коммунальные услуги. Напрямую этот вопрос он не решает - сама по себе такая плата устанавливается другими законами или постановлениями городского правительства. Здесь же лишь говорится, что жители Петербурга получают бюджетные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, если их расходы на эти цели превышают максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи, которая установлена региональным стандартом. Сейчас этот стандарт составляет 22% , и всем, у кого начисленная квартплата превышает 22% от семейного дохода, предоставляется жилищная компенсация.

По мнению председателя Жилищного комитета Юниса Лукманова, с принятием этого закона "первый этап жилищной реформы в Петербурге можно считать завершенным". Дальнейшие шаги городских властей уже известны: до конца 2006 года планируется ввести плату за управление жилыми домами (деньги, которые должны получать за свою работу управляющие компании). Сегодня такая плата берется из общей суммы квартплаты, но планируется ввести отдельную строчку для этих расходов. Г-н Лукманов полагает, что она составит не более 3-5 процентов от общей стоимости обслуживания жилого фонда.

Наконец, впереди - определение расходов на капитальный ремонт. Жилищный кодекс, как известно, возложил бремя капремонта на собственников квартир, но его авторы "забыли" о том, что государство десятилетиями, будучи собственником, своих обязательств по капремонту не выполняло. В результате, как отмечалось на недавних парламентских слушаниях в Госдуме, за последние пять лет объемы ветхого и аварийного жилья в России удвоились с 50 до 93 миллионов квадратных метров. Участники слушаний рекомендовали ввести в ЖК обязанность государства приводить жилые дома в нормативное состояние до передачи их в собственность граждан - иначе вопрос так и "повиснет".

В Петербурге, заметим, ситуация с "капитальным недоремонтом" достаточно тяжелая - именно из-за него тормозится процесс создания ТСЖ. Ведь граждане прекрасно понимают: стоит создать ТСЖ - и городские власти заявят: мы вам больше ничего не должны! И все расходы по капремонту придется нести самим, независимо от состояния, в котором находился дом на момент объявления граждан его "хозяевами". Понятно, что на выполнение обязательств по "недоремонту" нужны огромные деньги, но и оставлять ситуацию такой, как есть, тоже нельзя. Так что при обсуждении будущего городского закона о плате за капремонт ожидается бурная дискуссия...

Фото:

- Юнис Лукманов: "Первый этап жилищной реформы в Петербурге можно считать завершенным"

Борис Вишневский

Дубина как инструмент регулирования Товарищ волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается  »
Юридические статьи »
Читайте также