Директоров школ научат тратить "лишние" деньги

Свободно тратить бюджетные деньги разрешили директорам петербургских школ. Точнее, тратить можно будет не все средства, а только сэкономленные в результате грамотной хозяйственной деятельности.

Директора уже прикидывают, что именно можно будет купить на "излишки", но пока не уверены, что их будет особенно много - до сих пор не решены многие вопросы с монополистами. Процесс перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность должен завершиться до конца 2006 года. Валентина Матвиенко отметила, что создание собственных бухгалтерий в петербургских школах является перспективным путем развития. А в дальнейшем школы перейдут на так называемое нормативное финансирование, когда средства будут выделяться исходя из стандартов и количества учащихся. Соответствующий закон должен быть разработан до 1 июня 2006 года.

На заседании городского правительства председатель Комитета по образованию Ольга Иванова отчиталась в том, как школы города адаптируются к работе в рыночных условиях. По словам главы комитета, все образовательные учреждения города уже перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность и имеют собственные сметы расходов. В разных районах процесс шел неодинаково: если в Кировском, Московском, Красногвардейском и Калининском районах работа шла постепенно, то в других местах сначала подготовили руководителей, а потом массово перешли на новый уровень работы. Сейчас у 88 процентов образовательных учреждений заключены договоры на бухгалтерское обслуживание с государственными учреждениями "Централизованная бухгалтерия", 12 процентов предпочли самостоятельно вести финансовую отчетность.

В чем же основное достоинство самостоятельной финансовой деятельности? Директор гимназии N 61 Татьяна Казеева пояснила, что смета расходов, как и раньше, "спускается сверху", однако теперь директор может самостоятельно перераспределять эти средства внутри школы, а также с большей свободой распоряжаться внебюджетными средствами. Если, например, удастся сэкономить на потреблении электроэнергии, то на эти деньги можно будет купить новое оборудование или учебную литературу. Раньше неизрасходованные средства попросту возвращались в бюджет или отдавались другим школам, которые работали с меньшей эффективностью. Например, уже в этом году 61-й гимназии удалось на сэкономленные средства выписать журналы и газеты для школьной библиотеки, что раньше не предусматривалось сметой.

Переход на финансово-хозяйственную самостоятельность идет неравномерно - сказывается личная профессиональная готовность руководителей. Так, с начала реализации программы (а это 2003-2004 годы) 43 директора получили второе высшее экономическое образование, а 27 руководителей пришлось заменить, так как они не вписались в новые условия. Ольга Иванова с гордостью заявила, что за 2 последних года удалось в 2 раза увеличить число молодых специалистов, работающих в образовательных учреждениях - теперь они составляют 17 процентов от общего числа работников.

По словам губернатора, поскольку власть самостоятельно контролировать все школы не может, то этим должна заняться общественность. Только открытость школ сделает их работу по-настоящему эффективной, подчеркнула губернатор, а деятельность попечительских советов позволит привлечь бизнес-структуры к финансированию школ. Ольга Иванова рассказала, что сейчас контроль над деятельностью образовательных учреждений осуществляют 962 попечительских совета, 22 управляющих совета являются самостоятельными юридическими лицами, а еще 805 управляющих советов работают в другой форме.

Продолжается и процесс оформления прав школ и других образовательных учреждений на здания, в которых они располагаются. По словам Ольги Ивановой, уже оформлены права на управление 2757 из 2800 городских объектов образования, еще 43 объекта находятся в стадии оформления. По словам заместителя председателя КУГИ Алексея Чичканова, больше проблем возникает с оформлением прав на областные объекты недвижимости, но до конца года все вопросы будут решены.

Гораздо больше проблем возникает с естественными монополистами - теперь школам и детским садам приходится заключать самостоятельные договоры с организациями, обеспечивающими снабжение их электроэнергией, теплом, водой. Условия, которые выдвигают монополисты, для образовательных учреждений часто бывают практически невыполнимыми. Например, они требуют обязательного присутствия в школе специалиста-электрика, которого нужно либо нанимать, либо готовить, что одинаково дорого. Не до конца решены и вопросы разграничения сетей: какие относятся к ГУП "ТЭК", а какие уже к школе. Валентина Матвиенко поручила председателю Комитета по энергетике Александру Боброву до 1 июля разработать типовой договор школ с монополистами на обеспечение энергоресурсами , который не будет обременителен для образовательных учреждений. Она также предположила, что на уровне районов можно создать единую коммунальную службу, с которой школы могли бы заключать договор на обслуживание зданий. Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов предположил, что роль таких служб вполне могли бы играть и жилкомсервисы, которые обслуживают жилые здания в районах. В принципе, школа сама может выбирать, заключать ли ей с кем-нибудь договор или создавать самостоятельную хозяйственную службу.

Переход на финансово-хозяйственную самостоятельность, по мнению губернатора, является ключевым моментом в реализации национального проекта "Образование". По словам Матвиенко, Петербург является единственным субъектом РФ, который в полной мере справился с задачей, но это стало возможным только потому, что работа по переводу школ на работу в рыночных условиях началась еще в 2003-2004 годах.

Мария Мокейчева

Расширить круг ветеранов труда не удалось  »
Юридические статьи »
Читайте также