Кто саботирует послания

Президент говорит совершенно очевидные, бесспорные вещи, под которыми может подписаться любой здравомыслящий человек. Но все, наверное, заметили, как сдержанно он оценивал эффект своих предыдущих посланий . Фактически он проявил недовольство, потому что те, прошлые послания, заложенные в них требования были выполнены, на мой взгляд, на 30, от силы на 40 процентов. И не думаю, что большее усердие будет проявлено в отношении нынешнего.

Как игнорируются послания президента? Недавно мы в Госдуме решили с этим разобраться. Картина вырисовывается следующая. Федеральное собрание, которому и направляет свои послания президент, готовит и принимает соответствующие законы. Далее наступает черед правительства. Чтобы закон заработал, правительство должно принять по нему пакет нормативных актов. К примеру, примет сейчас Дума закон о выплатах женщинам, родившим второго ребенка . Даже после подписания его президентом никаких выплат не будет, пока правительство не опишет подробно, как регионы должны оформлять заявки, из каких источников и по каким каналам должно идти финансирование, какие документы и куда должны подавать женщины и так далее. И на этой стадии неизбежно наступит сбой.

Мы провели проверку, как правительство ведет подготовку нормативных актов под принятые законы. Выяснили, что не принято 700 актов, без которых так и не начали выполняться важнейшие для страны законы. К примеру, Закон о технических регламентах , определяющий стандарты для разных сфер экономики, Закон о защите потерпевших и свидетелей и десятки других.

На разработку этих актов бюджет выделяет средства. Министерские чиновники не сами их пишут, а поручают различным научным учреждениям, которых в Москве специально под эти цели наплодилось достаточно. При этом, чтобы получить с отпущенных ассигнований свой профит, министерские столоначальники оформляют себя консультантами - госслужащим это не запрещается. Объяснить же, почему тот или иной нормативный акт, несмотря на освоенные средства, так и не подготовлен, несложно. Все они должны быть согласованы между заинтересованными министерствами по принципу консенсуса. Нет одного согласования - и документ не принят. Найти концы, где же застряла бумага, практически нереально.

Такое было невозможно, если бы наш парламент принимал законы прямого действия, в которых уже все расписано. Но Дума четвертого созыва (то есть нынешняя) такого права лишена, председатель Думы сам отдал его правительству - под тем предлогом, что профессионалы из органов исполнительной власти будут готовить их более квалифицированно, чем не имеющие специальной подготовки думцы. Кроме того, у нас в стране нет закона о парламентском контроле. Вспомним, как американцы поймали нашего бывшего главного атомщика Евгения Адамова в ходе проверки расходования своих бюджетных средств, выделенных на международные программы. Наш парламент лишен такого права.

Вот так вкратце выглядит механизм неисполнения (точнее, неполного исполнения) поручений президента. Уверен, что если бы они исполнялись хотя бы процентов на 80, мы бы сейчас жили в иной, намного более благополучной стране.

Юрий Атласов, сотрудник аппарата Государственной думы РФ

Успеем ли "сберечь народ"?  »
Юридические статьи »
Читайте также