Государство подбирает под себя конкурсы Бренд должен стать инструментом повышения качества

С помощью конкурса "Сделано в Петербурге" администрация города хочет повысить качество товаров и услуг, производимых малым и средним бизнесом.

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) вышел к фонду "Сделано в Петербурге" с предложением зарегистрировать бренд.

Общее дело

"Я считаю, что это действительно необходимо, и в первую очередь -- городу, а не нам, -- считает генеральный директор фонда "Сделано в Петербурге" Светлана Молчанова. -- Потому что под брендом "Сделано в Петербурге" мы должны продвигать товары наших производителей в другие регионы и страны. А финансировать конкурс надо из бюджета, чтобы для предприятий участие в нем стало бесплатным (сейчас компания платит около 16 тыс. рублей -- Прим. ред.). На сегодняшний день для нас конкурс убыточен -- мы тратим на него в 10 раз больше, чем получаем прибыли. Выживаем же за счет проведения семинаров, конференций, других мероприятий".

"Специалисты комитета собрали всех организаторов конкурсов и спросили, как мы, участники рынка, относимся к тому, что "Сделано в Петербурге" может стать государственным брендом, -- добавляет директор фонда "Центр независимой потребительской экспертизы" Елена Козьякова. -- Мое мнение -- идеальным вариантом было бы создание фонда, в который все производители отчисляли бы небольшие платежи. И из этого фонда финансировался конкурс, претендующий на то, чтобы быть лидером. Потому что тратить на это бюджетные деньги неправильно, но, с другой стороны, то, что происходит сейчас -- тоже недопустимо, потому что производители фактически платят за присуждение мест".

Поддержка бескорыстная

В Петербурге около 15 организаций проводят конкурсы, призванные выявлять лучшие товары. Участие в некоторых из них может стоить для предприятия до нескольких тысяч долларов. Так, например, конкурс НП "Единое пространство. Бизнес, власть, общество" ("Знак общественного признания") обходится в сумму от $1200 до 2500 -- это плата за проведение исследований товара.

Генеральный директор НП Александр Жовталюк пояснил, что до 2003 г. проведение конкурса было практически единственным источником дохода, в этом году стали также осваивать издательскую деятельность. Александр Жовталюк считает, что, если "Сделано в Петербурге" будет финансироваться из бюджета, большого ущерба другим организаторам это не нанесет: "Конкурс -- это инструмент для достижения целей, у общественных организаций свой инструмент, теперь и у власти будет свой. Главное, чтобы награду (нематериальный актив) компания сумела превратить в материальный". В то же время он считает, что бесплатным городской конкурс вряд ли будет: слишком затратное это дело -- проведение конкурса. В КЭРППиТ относительно судьбы конкурса сообщили: никакой конкурс, в том числе "Сделано в Петербурге", финансирования из бюджета не получит, а вопрос о статусе этого знака (наравне с другими знаками) и возможности придания какому-то из них государственного статуса будет решаться на заседании рабочей группы, которая была создана недавно. "Рабочая группа должна будет выработать основные направления концепции развития системы сертификации и упорядочить процесс организации и проведения на территории Петербурга различного рода конкурсов, а также учреждения наград и знаков качества.

В состав рабочей группы войдут представители комитета, компетентных организаций и объединений. Соответствующий проект постановления правительства Петербурга будет готов к началу августа", -- сообщили в комитете.

Другие формы

"Центр независимой потребительской экспертизы" (являющийся одним из организаторов Всероссийского конкурса "Лучшее в России") работает следующим образом: ежегодно региональные представительства выявляют перечень товаров, пользующихся у потребителей наибольшим спросом -- продукт должен быть представлен не менее чем в 25% всех магазинов региона. Дальше социологи обрабатывают полученную информацию и составляют программу тестов для продукта, по результатам которых присуждаются призовые места. Причем производитель о том, что его продукция проходила испытания, узнает, когда приходит время награждения. Для производителя получение награды бесплатно, зарабатывает же Центр на том, что оказывает платные услуги населению: та же оценка качества товара, консультации и т.д. На Западе плата за участие в конкурсах на качество тоже нонсенс. В США, например, есть государственные конкурсы, финансируемые из бюджета, и есть конкурсы различных фондов, существующие за счет спонсорских отчислений, взносов и т.д.

Будущее малого бизнеса

Потенциальным конкурентом конкурсам являются различные системы аттестации, например, получение госстандарта качества, соответствующего международному стандарту ИСО 9000. В течение 3 лет после ее внедрения Госстандарт РФ осуществляет контроль за функционированием системы качества предприятий.

В качестве добровольных в России приняты госстандарты ИСО 14001, ИСО 14004 и др., являющиеся русскими версиями международных стандартов в области экологического менеджмента. Однако специалисты говорят о том, что подобная сертификация -- удел крупных предприятий, затраты на получение сертификата измеряются тысячами долларов, и через несколько лет его нужно обновлять. "В такой сертификации заинтересован зрелый бизнес, компании, поставляющие продукцию за рубеж. А малому и среднему больше подходят конкурсы", -- заключает Александр Жовталюк.

Цифры

120 экспертов аттестованы Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии в Петербурге

Источник: фонд "Сделано в Петербурге"

Перечень

Компании, получившие сертификат ISO:

АОЗТ "Обуховское"

ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

ЗАО "А.Д.Д."

ЗАО "АИС-1"

ЗАО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон"

ЗАО "Балтдрага"

АО "Балтик Меркур"

ЗАО "БАРС"

ЗАО "Digital Design"

ЗАО "ДХЛ Интернешнл"

ЗАО "Компания ТОП МАРИН"

ЗАО "Коррект Марин Ентерпрайз"

ЗАО "МакГРЕГОР(РОС)"

И другие компании

Источник: Ассоциация по сертификации "Русский Регистр"

кстати

Конкурс товаров и услуг "Сделано в Петербурге" 2003-2004 г. проводится в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга.

В 2004 году было подано 300 заявок, отбор прошел 81 продукт, представленный 68 предприятиями.

Победителями стали 36 фирм, премии были вручены в номинациях: "Лауреаты-юбиляры 2004 г.", "Промышленные товары для населения", "Работы и услуги" и "Изделия НХП", "Продукция производственно-технического назначения", "Продовольственные товары" и др.

В числе победителей -- соки и нектары Nico -- ЗАО "Мултон", молочная продукция торговой марки "Тема" -- ОАО "Петмол", пиво "Балтика 7 Экспортное" -- ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" и др.

Источник: "ДП"

Лидия Лазарева

Новый электронный учебно-методический комплекс "Юридической России"  »
Юридические статьи »
Читайте также