Кто на море хозяин?

Петербургский саммит «восьмерки» рискует быть омыт грязной Балтикой — такое предположение ничуть нельзя счесть слишком смелым. Оно базируется на конкретных фактах.

Государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды в акваториях Петербурга и Ленинградской области, на реке Неве и в Невской губе Финского залива в течение последних лет осуществляла Балтийская специализированная морская инспекция как отдельная структура Министерства природных ресурсов (МПР). Она контролировала все объекты на море — суда, плавучие буровые платформы, искусственные острова и сооружения, а также места обитания редких растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Неотъемлемой частью государственного экологического контроля на море было выполнение спецморинспекциями мероприятий, предусмотренных международными обязательствами Российской Федерации по морским конвенциям по предотвращению загрязнений морской среды. В частности, одно из основных — получение достоверных данных о состоянии и изменении морской среды и принятие мер по пресечению ее загрязнения. Функциями инспекций предусматривалось оперативное информирование об аварийных загрязнениях морских вод, взаимодействие с подразделениями МЧС России по предупреждению и ликвидации последствий аварий на море, взыскание причиненного морской среде ущерба и наложение штрафных санкций.

Кроме этого, спецморинспекции осуществляли надзор за рациональным использованием минеральных ресурсов на континентальном шельфе, выполнением условий, предусмотренных в лицензиях на экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков, осетровых, лососевых рыб. Только они в пределах своей компетенции согласовывали технические условия проведения дноуглубительных работ, прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе России.

В июле 2004 года постановлением правительства эти функции были переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования («Росприроднадзору») , тоже структурно подчиненной МПР. В марте 2005 года распоряжением правительства все 19 спецморинспекций , находящихся непосредственно в ведении МПР, было решено ликвидировать. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев даже поспешил издать приказ о лишении их права осуществлять контроль на море.

Однако распоряжение правительства исполнено не было, так как его признали ошибочным и решили инспекции реорганизовать. Правительственная комиссия по проведению административной реформы приняла решение о передаче спецморинспекций в ведение «Росприроднадзора» с последующей их реорганизацией путем присоединения и создания шести федеральных государственных учреждений (ФГУ) с названием «Дирекция по техническому обеспечению надзора на море». В ФГУ предлагается передать плавсостав и плавсредства. Контрольные функции передать в управления «Росприроднадзора».

Но процесс реорганизации затянулся. В настоящее время специализированные морские инспекции, не ликвидированные и не преобразованные юридически, — скорее мертвы, чем живы. Сегодня процесс государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды на море по всей России парализован! Более того, считают специалисты, происходит уничтожение надзора на море вообще.

Сотрудники и контролеры приходят на службу, но суда службы стоят у причала. Финансирование спецморинспекций было прекращено еще 1 июля 2005 года. Впрочем, после упомянутого выше заседания правительственной комиссии возобновилось. Однако было вновь прекращено с 1 января этого года. Что противоречит трудовому законодательству , так как инспекции юридически не ликвидированы. По состоянию на 1 апреля задолженность выплаты заработной платы сотрудникам всех 19 спецморинспекций России составила около 21 миллиона рублей.

Как можно решить затянувшуюся и ежедневно усугубляющуюся ситуацию?

Специалисты спецморинспекций предлагают создать межрегиональный территориальный орган — Морское управление контроля на море. Например, на Северо-Западе в бассейне Балтийского моря он будет объединять Калининградскую, Балтийскую спецморинспекции с контрольными функциями, что позволит высвободить средства для ремонта сложных механизмов шести патрульных судов, увеличить (а не сократить до 5 человек, как это предполагается сейчас) количество государственных инспекторов.

А тем временем в Неве и Финском заливе увеличился объем сбросов загрязняющих веществ с судов и предприятий. Нефтепродукты перекачиваются у причалов без каких-либо разрешений и документов, и проверить это некому. Если появляются пятна на воде, зафиксировать и выявить источник некому, оштрафовать за них — тоже. За это время бюджет города потерял огромные средства, которые могли быть взысканы Балтийской спецморинспекцией за негативное воздействие на окружающую среду Петербурга.

По свидетельству начальника Балтийской спецморинспекции Валерия Зайцева, «появилось множество контролирующих организаций различной ведомственной принадлежности, никак не согласующих между собой действия по контролю. Постоянные проверки приводят к дестабилизации работы хозяйствующих субъектов, препятствуют выполнению ими требований надзорных организаций, зачастую противоречащих друг другу; создается благоприятная среда для коррупции».

Выводы и прогноз специалистов: с началом навигации 2006 года экологическая обстановка на реке Неве, в Невской губе, в Финском заливе Балтийского моря, имеющего особый международный статус, значительно ухудшится, что напрямую отразится на жителях Санкт-Петербурга.

И его высоких гостях, добавим мы.

Наталья Войтович

Судьба «надземки» решится в сентябре  »
Юридические статьи »
Читайте также